«Там победа, где согласие» – именно так звучит в переводе на русский язык известное латинское изречение. Если перенести на почву современной российской школы высокое слово «согласие», очевидным станет его глубокий смысл: согласие между учителем и учеником! Согласие как взаимоподдержка, взаимодоверие, взаимовыручка, взаимооткрытие – гармоничные отношения, свидетельствующие о профессиональной компетентности и мастерстве учителя. И в этом согласии учитель – ученик первостепенная роль, на мой взгляд, отводится педагогической поддержке!
В контексте личностно-ориентированного подхода к образованию под педагогической поддержкой понимается «система педагогической деятельности, способствующая раскрытию личностного потенциала человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей» (Е. А. Павленко).
Меня же занимает проблема педагогической поддержки свободной самостоятельной деятельности учащихся.
Под словом «свобода» я понимаю воспитательный процесс или организацию педагогической поддержки, которые позволили бы развить в ребенке его индивидуальные способности и научили бы свободно адаптироваться в социуме. Но свободная личность – это всегда и свободный выбор, поднимающий ребенка на новую ступень не только в собственных глазах, но и в общественном мнении. Выбор этот должен быть сделан с позиции чести и совести, человечности и гуманности. А значит, свободный выбор – не всегда самый простой, поскольку сообразуется с понятием «нравственность». Вот потому своей основной целью ставлю воспитание задатков свободной высоконравственной личности. Иначе как можно рассуждать о свободном демократическом обществе, не воспитав для него полноценного, востребованного, свободного человека?
С чего начать организацию педагогической поддержки? Я думаю, с подготовленной образовательной среды. Мой класс поделен на учебные зоны: лингвистическую, математическую, космическую, практическую. Есть тут и классная библиотека. А еще есть место ответственного действия – подиум, способствующий самовыражению ребенка. Особую роль играют рефлексивные круги – зона для внутреннего самоанализа. Несмотря на то, что в современной педагогике и психологии понятие «рефлексия» хорошо известно, считаю круги своей находкой, которая позволяет мне решать многочисленные задачи гармоничного взаимоотношения с детьми. Нельзя обойтись и без уголка отдыха – места общения детей и учителя.
Уроки свободной самостоятельной деятельности помогают поддерживать и развивать в ребенке то, к чему он сам стремится, что ему особенно удается. На уроках свободной самостоятельной деятельности ребенок сам решает, какой род деятельности избрать в той или иной зоне развития (лингвистической, математической), какими темпами продвигаться в опережающем обучении, как совершенствовать свое творческое мастерство, упражняясь в поэзии, прозе, живописи, – словом, в любой проектной деятельности по личному выбору. Уроки свободной самостоятельной деятельности – это шаг вперед, даже если ребенок останавливается на проработке или отшлифовке ранее изученного, но недостаточно понятого, осмысленного им материала.
Еще одна моя находка – «Дневник свободной работы». Он позволяет ребенку научиться быть точным в определении целеполаганий, планировании свободной работы, самоанализе достижения поставленных целей.
Социальная зрелость не наступает вдруг, ее основы закладываются с рождения, и начальная школа призвана их развить и укрепить. Вот почему так важен духовный контакт с родителями. Наша задача – научиться работать в унисон.
Но возможно ли реализовать на практике даже самую лучшую педагогическую идею, если между учителем и его учениками не будет самого важного – согласия? Без взаимопонимания, уважения, толерантности, эмпатии успеха достичь не удастся.
Действительно, ibi victoria, ubi сoncordia. Там победа, где согласие!
Людмила МЕЩЕРЯКОВА, учитель начальных классов СШ №134 «Дарование»
г. Волгограда, учитель года Волгоградской области-2005
Комментарии