Вот уже который год меня волнует неопределенность статуса предмета – Граждановедения. Перед началом нового учебного года возникает опасение, что в расписании больше его не будет. Между тем это на сегодняшний день единственная дисциплина, которая готовит детей к самостоятельной жизни. Они получают необходимую сумму знаний о своих правах, а также умения и навыки их защищать благодаря участию в социальных проектах.
Тем, кто сомневается в необходимости изучения граждановедения, я обычно рассказываю о том, как я сама пришла к такому выводу. До меня эти уроки вела Дина Антоновна, которую мы про себя называли прозападной и проамериканской, и потому, видимо, считали, что гражданско-правовые знания ни к чему российским детям: у нас, мол, свой путь развития, свои традиции.
И вот после отъезда Дины Антоновны в Америку мне поручили вести ее уроки. Я наотрез отказалась, а когда директор сказала: это приказ, собралась даже уволиться. Но коллеги уговорили: попробуй, может быть, понравится… Первый урок был в 10-м классе. Начиная его, я вспомнила пожелание Дины Антоновны: позволяйте ребятам высказывать любые мнения, не навязывайте своего… И я последовала ее совету. Надо сказать, что не я вела старшеклассников к выводам по изучаемой проблеме, а они меня. Они были увереннее, решительнее меня. Урок получился удивительно интересным. Но больше всего мне понравились сами ученики: раскованные, оживленные, активные все до одного, чего не случалось на моих уроках истории.
В общем, я не только не уволилась, но и перевела свою дочь в эту школу, потому что в той, где она раньше училась, не было граждановедения.
Хочу еще сказать, что ребята благодаря нашим урокам вырастают более самостоятельными, они уже в школе умеют постоять за себя, за свои права. Как-то я с десятиклассниками ездила на экскурсию. Нам дали автобус, который в пути сломался, и мы так никуда и не попали. Подростки сами пошли в бюро экскурсий и добились того, что нам не только вернули деньги, но и прислали письменное извинение.
Мне приятно сознавать, что на моих уроках граждановедения ученики получают знания, которые необходимы будут каждому во взрослой жизни.
Нина МИРОШНИЧЕНКО,
учитель граждановедения
Ярославль
Комментарии