search
main
0

И жизнь прожить в трудах педагогических

Каждое утро она садится в электричку и едет в Москву. Поздним вечером на той же электричке она возвращается в свой подмосковный город, где живет с родителями, мужем и маленьким сыном. Каждый день семь часов на дорогу, чтобы работать в обычной московской школе и в необычной виртуальной школе для детей-инвалидов центра образования «Технологии обучения». Для кого-то это покажется подвигом, для нее – обычная работа. Она могла бы хорошо устроиться и в родной Шатуре, ее папа в городе очень известный и уважаемый человек. Дочь относится к нему с благоговением, не случайно, выходя замуж, взяла фамилию мужа, но оставила и фамилию отца. Теперь она Ольга РЯСНАЯ-БРЕДИХИНА, учитель биологии школы №889. Ольга Владимировна не стала врачом, как папа. Но тем не менее оправдала надежды родителей – стала очень хорошим педагогом, а в этом году не только победила в окружном конкурсе «Учитель года Москвы-2006» ВАО, но и вошла в число лучших учителей Москвы в рамках национального проекта «Образование».

Подчас для нас лучший учитель – тот, кто дает блестящие уроки. Говоря о высоком долге педагога, мы нечасто оцениваем его подвижничество, способность жертвовать собой во имя великих идей, во имя ребенка. Ольга Рясная-Бредихина на конкурсе «Учитель года Москвы-2006» постоянно возвращала всех к серьезным размышлениям о предназначении учителя. Да, она дала очень хороший урок биологии, но главное было, как ни парадоксально, не в ее уроке, а в том, что было в ней самой, в опыте работы, в позиции, в убеждениях. Очень хотелось бы пригласить на тот конкурс тех, кто до сих пор считает его банальным шоу: они на этот раз были бы потрясены серьезностью этого профессионального испытания, раскрывающего всю глубину современной педагогики.

Компьютер как опора в жизни и творчестве

Поначалу все было почти прозаичным. Ольга Владимировна рассказала жюри и коллегам-участникам конкурса о том, как в ее жизнь вошли информационные технологии. Дело в том, что в 2000 году школа №889 включилась в эксперимент «Развитие окружающей среды в начальной школе», и роль учителя биологии стала иной, более важной.

В рамках этого эксперимента Ольга Рясная-Бредихина отрабатывала методику использования компьютера, ее программа в рамках эксперимента называлась «Информационные компьютерные технологии в контексте обучения на уроке биологии». Рясная-Бредихина преподает биологию с 8-го по 11-й класс, для каждой параллели у нее свой подход в использовании компьютерных технологий, всякий раз она предлагает ученикам свой творческий, неординарный подход к получению знаний. Чем старше ученики, тем чаще она использует проблемный и исследовательский методы, требующие применения как раз компьютерных технологий, использования разнообразных датчиков для получения четкого объективного представления об окружающей среде, о тех процессах, которые в ней происходят, для оценки влияния этих процессов на человека. В конце учебного года у каждого ученика появляются на рабочем компьютерном столе папки с множеством данных об окружающей среде или о своем организме, и он может сравнить эти данные с приведенными в учебнике.

Ученики Рясной-Бредихиной постоянно участвуют в различных конкурсах, в том числе международных, и становятся их победителями. А сама учитель тоже успешно участвует в конкурсах, например, на ее счету диплом за разработку концепции использования научных цифровых лабораторий в российской школе. Но только работой с учениками она не ограничивается – разработала курс повышения квалификации работников образования и уже в течение трех лет ведет эти курсы. От 20 до 60 человек были обучены и успешно работают, вспоминая Ольгу Владимировну добрым словом и применяя компьютеры в повседневной педагогической деятельности.

Казалось бы, учительница биологии добилась таких значительных успехов, что могла бы почивать на лаврах. Но совершенно неожиданно она вдруг увлеклась работой в дистантном режиме с детьми-инвалидами. Почему? Отчасти потому, что дистанционные формы обучения позволяют использовать информационные технологии, а она их уже освоила в работе с обычными детьми в своей школе. Во-вторых, ей, видимо, хотелось реализовать столь свойственное их семье стремление быть полезным тому, кто наиболее нуждается в помощи и поддержке.

Советы от Ольги Рясной-Бредихиной

Жизнь – красота, восхитись ею!

Жизнь – это скорбь, преодолей ее!

Жизнь – это обещание, выполни его!

Жизнь – это любовь, насладись ею!

Жизнь – это приключение, пустись в него!

Жизнь – это жизнь, проживи ее!

Поддержать ребенка-инвалида – нет задачи благороднее

Так считает Ольга Рясная-Бредихина, об этом она говорила на городском этапе конкурса «Учитель года Москвы-2006». Говорила с такой болью и страстью, что становилось понятно: ее лекция и не лекция даже, а обращение ко всем педагогам-коллегам, призыв понять и принять тех детей, которые имеют проблемы в здоровье и развитии.

«Защита прав детей-инвалидов должна быть в фокусе нашей работы, – говорит Ольга Владимировна, – ведь это наша общая беда». Главная роль в полноценном развитии потенциальных возможностей ребенка с особенностями развития, считает она, принадлежит образованию. Без базовых знаний и качественного обучения ребенок, вырастая, окажется не в состоянии найти свое место в жизни. Образование даст ему возможность расширить мировоззрение, почувствовать себя необходимым и желанным в этом мире.

«Работая с педагогами общеобразовательных школ и сотрудничая с педагогами спецшкол для детей-инвалидов, – говорит Рясная-Бредихина, – я поняла, что среди специалистов нет единого мнения, в каких школах обучать детей с особенностями развития. Одни считают, что детей-инвалидов надо обучать в спецшколах, так как дети сталкиваются с трудностями в восприятии материала, им необходим медленный темп, специальные методы подачи материала, индивидуальный подход и создание спецшкол с классами по 7-10 человек. Кроме того, нужно вести коррекционную работу, к которой не готовы в обычной общеобразовательной школе, так как нет необходимости в ней. Для работы с детьми-инвалидами нужен логопед (такие специалисты есть в образовательных школах, но одного мало), специальные медицинские подразделения. Но самое главное, на взгляд сторонников раздельного обучения, детям-инвалидам психологически более комфортно в своем окружении, так как там их понимают, нет психологического стресса из-за отторжения сверстниками, и они смело живут своим миром».

Ольга Владимировна спорит с такими утверждениями, считая, что человек не остров, ему нельзя замыкаться в общении только со своими родными, они ведь очень сильные эти слабые дети, они намного сильнее в психологическом плане, чем здоровые дети. Они тоже заслуживают того, чтобы добиться успеха, осуществить свои таланты и способности, того, чтобы как можно меньше препятствий стояло перед ними. А препятствий, встающих на их пути, много. Зачастую они лишены возможности посещать школы, не могут пользоваться общественным транспортом, им прегражден путь в госучреждения, магазины, театры, бассейны и так далее. «Кроме того, в общественное сознание десятилетиями внедрялась совершенно неправдоподобная идея, что дети с нарушенным развитием рождаются исключительно в семьях с асоциальным поведением (у алкоголиков, проституток и так далее), – отмечает Ольга Владимировна. – Таким образом, семья, в которой рождается ребенок с проблемами, неизменно оказывалась в зоне общественного осуждения. Поэтому считают, что общество еще не готово к интеграции таких детей, что нужны специальные усилия, чтобы изменить это отношение, и только потом может идти речь о переменах. Но, несмотря на все очевидные препятствия, идея интеграции уже реализуется, в Испании, Португалии, Германии интегрировано уже более 50% детей с нарушениями развития». Конечно, подобную интеграцию невозможно осуществить в одночасье. Необходимо изменить отношение к детям-инвалидам, особенно со стороны здоровых детей и их родителей. Зачастую именно родители обостряют чувство отторжения и ненависти у своих детей к детям-инвалидам.

«Обманчиво думать, что инвалидам хорошо среди инвалидов, – говорит Рясная-Бредихина. – Им хорошо везде, где их принимают такими, какие они есть. Им хорошо там, где ценят их достоинства и мирятся с их недостатками. Поэтому один из важных моментов интеграции – воспитание чуткости, терпимости и осознания проблем «нетипичности» людей с ограниченными возможностями. Это способствует гуманному отношению к человеческим недостаткам, без которого у ребенка-инвалида вряд ли есть будущее».

В некоторых регионах страны дети, больные детским церебральным параличом, обучаются в общеобразовательных школах в отдельном классе по вспомогательной программе, но они действительно интегрированы в здоровую детскую среду, так как ежедневно общаются в этой школе со сверстниками из других классов, участвуют вместе с ними во внеклассной работе, могут вступить вместе с ними в одну общественную детскую организацию. «Дети, не имеющие возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья, могут обучаться дистанционно в i-школе, – рассказала членам жюри Рясная-Бредихина. – Подобная школа открыта в 2003 году в Центре информационных технологий и учебного оборудования в рамках проекта «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов». Сегодня в школе обучаются более тысячи учащихся с первого по одиннадцатый класс. С 2004 года я сотрудничаю с этой школой и могу сказать, что дети не находятся в изолированной среде, они общаются со здоровыми сверстниками во время конкурсов, на олимпиадах, экскурсиях. В последующем эти дети не будут испытывать трудности при вступлении в самостоятельную жизнь и общении со здоровыми сверстниками. Зачастую мы живем в мире соперничества, зависти, ненависти, находимся в состоянии стресса, негативных эмоций. Когда мы видим несчастья и проблемы детей-инвалидов, сложности нашей жизни отходят на второй план. Так может, не мы им нужны, а они нам, для того чтобы понять насколько мы счастливы? В одной из концертных программ Дмитрия Хворостовского в День Победы я наблюдала значительное количество детей-инвалидов в составе его хора. Для них это замечательный путь, ведущий к участию в нормальной жизни. Все должны понимать, что быть разными – это нормально, мы живем в едином гармоничном мире, он по праву принадлежит всем нам. Как стыдно за каждую сброшенную бомбу, за каждого убитого, покалеченного войной. Как стыдно за каждого ребенка, ставшего бездомным, несчастным, больным, никому не нужным. Как радостно за каждого счастливого, красивого, умного, любимого! Мой маленький сын как-то подошел ко мне очень расстроенный и сказал: «Мама, если бы ты знала, как ужасно, чудовищно, всей душой я ненавижу вареную морковку!» Нам нужно пожелать друг другу, чтобы единственным предметом ненависти наших детей была исключительно вареная морковка».

Сегодня работа учителя непроста, но, если он берет на себя и то, чего от него, кажется, никто и не требует, когда он понимает, ради чего (или ради кого, что еще важней) принимает на себя дополнительные обязанности, взваливает на свои плечи заботу о тех детях, которым особенно трудно, заботу о коллегах, которым нужно соответствовать требованиям времени, работа становится еще многократно более сложной. Оценить то, что делает Ольга Владимировна Рясная-Бредихина, нельзя никакими победами в конкурсах или денежными премиями. К сожалению, пока не придумано наград, которые бы адекватно вознаграждали Учителя за его бескорыстное подвижничество. А жаль!

Есть в биологии особая интрига,

Когда ты вдруг узнаешь о себе,

Чем отличаешься от давнишнего

друга,

Что ждет тебя в изменчивой судьбе.

Обвешаешься датчиками скромно,

Отметишь повышение тепла,

Рассмотришь в электронном

микроскопе

Все черточки высокого чела.

Соотнесешь с учебником картину

И коррективы в свой портрет

внесешь.

Ну а потом портфолио напишешь

И в базу данных быстро занесешь.

Вся жизнь – любовь, интрига,

приключенье,

Живешь – всего охватывает дрожь,

Но сохранить свое предназначенье

Тебе поможет только «Макинтош».

Фото и эпиграмма автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте