Оружейные новинки и перспективы появления принципиально новых вооружений пока не поставили под сомнение, необходимость применения на поле боя традиционных огневых средств, история которых измеряется столетиями. В их числе – гаубицы (от немецкого – Haubitze) – артиллерийские орудия для навесной стрельбы с закрытых огневых позиций, длиной ствола 15 – 30 калибров, дальностью стрельбы до 24 км и более. Особенно широкое применение во всех армиях гаубицы получили в Первую и Вторую мировые войны. И сегодня никто не собирается списывать их в музей. Мы рассказываем о буксируемой артиллерии.
На буксире или своим ходом?
Ныне часть ствольной артиллерии сухопутных сил зарубежных стран состоит из буксируемых и самоходных гаубиц. Впрочем, многие современные гаубицы могут вести огонь и прямой наводкой на дальность до 2.000 м. Эта особенность, а также длина ствола зарубежных гаубиц несколько меняют значение, определенное в отечественной классификации для артиллерийских орудий при их делении на пушки и гаубицы.
Коррекция в терминологии вызвана в первую очередь развитием артиллерийских орудий, разрабатываемых с учетом возможных изменений условий боевых действий. При быстротечности современного боя полевая артиллерия должна соответствовать мобильности и возможностям поддерживаемых ею общевойсковых подразделений. Основную задачу огневой поддержки артиллерийские части и подразделения могут выполнить лишь при высокой точности стрельбы, а также малом времени на подготовку к ведению боя и свертыванию огневых позиций после выполнения задач, чтобы избежать воздействия контрбатарейного огня.
Казалось бы, самоходная артиллерия наиболее полно отвечает этим требованиям и предпочтительнее буксируемых орудий. Но если эти преимущества и есть, они не столь уж велики. К тому же у самоходной артиллерии есть ряд серьезных недостатков. В их числе – значительно больший вес самоходок по сравнению с буксируемыми орудиями. В пользу буксируемых гаубиц говорит и то, что с начала
1980-х гг. многие из них оснащаются вспомогательными движителями для перемещения на поле боя на короткие расстояния без помощи тягачей. Кроме того, технологические достижения в изготовлении стволов длиной 52 калибра обеспечивают дальность стрельбы свыше 40 км. Это позволяет развертывать огневые позиции намного дальше от переднего края, снижая опасность поражения от стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов противника и уменьшает потребность в броневой защите артиллеристов.
Зарубежные военные специалисты, сравнивая буксируемую и самоходную артиллерию, в пользу первой относят не только боевые возможности систем, но и более низкие материальные затраты на вооружение и технику артиллерийских подразделений, экипировку и содержание личного состава.
Учитывая эти факторы, иностранные армии интенсивно наращивают развитие буксируемой артиллерии. Особенно большое распространение получили 105- и 155-мм орудия. Основное преимущество
105-мм систем заключается в значительно более низких массогабаритных характеристиках не только орудия, но и боеприпасов. Масса орудия и заряда 105-мм выстрела меньше, чем у 155-мм образцов, у 105-мм орудия значительно меньше сила отката и выше скорострельность. А масса боеприпасов играет важную роль при перевозке. Кроме того, на ранних этапах развертывания войск в районе боевых действий эффективнее использование большего количества легких боеприпасов, чем меньшего числа снарядов среднего калибра.
Отмечая достоинства
105-мм буксируемых систем, западные эксперты указывают, что в первую очередь они будут использоваться при ведении боевых действий в горах, обеспечении немедленного реагирования сил быстрого развертывания; огневой поддержки операций, парашютных, десантных и воздушно-штурмовых подразделений.
Пути развития
Расширение боевых возможностей 105-мм гаубиц за рубежом идет по трем основным направлениям: увеличение дальности и повышение точности стрельбы, сокращение времени готовности. В качестве примера можно привести три вида буксируемых гаубиц: французскую LG1 Mk2 английскую L118А1 и южноафриканскую G7.
Увеличение дальности стрельбы LG1 Mk2 планируется за счет принятия на вооружение новых 105-мм активно-реактивных снарядов. В частности, боеприпас с донным газогенератором состоит из двух стартовых зарядов. Они обеспечивают начальную скорость 555 м/сек на одном заряде и 710 м/сек на обоих. Максимальная дальность стрельбы новым снарядом – 18,3 км, а на прежнем однозарядном снаряде она достигала 17,5 км.
Модернизируя артиллерийскую часть LG1 Mk2, фирма-разработчик «Жиат» для сокращения времени перевода из походного положения в боевое и обратно изменила конструкцию сошников, что облегчило работу расчета. Для сокращения времени на подготовку данных к стрельбе и ошибок, повышения точности стрельбы планируется использовать автоматическую систему наведения LINAPS английской фирмы «БАе системз».
Для увеличения максимальной дальности стрельбы до 19 км из L118 разрабатываются метательные заряды и газогенераторы для снарядов. По заявлению разработчиков, новый осколочно-фугасный снаряд M1 позволяет формировать на 25% больше осколков, чем прежний – L31. В ряде стран, закупивших английскую гаубицу, разрабатываются 105-мм боеприпасы для доведения дальности стрельбы до 20 км и более. При увеличении мощности заряда возрастает сила отдачи, поэтому для большей устойчивости орудия при стрельбе новыми зарядами разрабатываются более эффективные, но меньших размеров противооткатные устройства и дульный тормоз.
В отличие от Франции и Великобритании южноафриканская компания «Денел» разрабатывает 105-мм гаубицу G7 со стволом длиной 57 калибров, включая пятикалиберный дульный тормоз типа «перечница» с нарезами на внутренней поверхности. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом – 30 км, осколочно-фугасным – 24 км. Фирма «Сомхем» разрабатывает модульные метательные заряды. Максимальная начальная скорость достигает 950 – 1.050 м/с. Для стрельбы прямой наводкой могут применяться 105-мм бронебойно-подкалиберные (танковые) снаряды с максимальной начальной скоростью 1.300 м/с.
Недостаточная максимальная дальность стрельбы
(20 км) ограничивает применение легких орудий. К тому же воздействие по цели
105-мм боеприпасов не всегда соответствует требованиям боевой обстановки. Этот недостаток обусловлен размерами боеприпасов и их объемом. Увеличение калибра со 105 до 155 мм позволяет увеличить мощность заряда боевой части в 4 раза.
Западные эксперты считают, что идеальное орудие должно иметь боевую массу, аналогичную массе 105-мм орудий, а по огневой мощи и дальности стрельбы быть сопоставимым со 155-мм образцами. Достижения современных технологий в области металлургии, в частности алюминиевых и титановых сплавов, по их мнению, может сделать это реальным.
Пока же большинство стран модернизирует 155-мм тяжелые буксируемые гаубицы, которые нельзя перевозить на внешней подвеске транспортных вертолетов. Основные усилия разработчиков направлены на увеличение дальности и повышение точности стрельбы, сокращение времени на подготовку к ней и достижение частичной автономности.
Республика Корея в результате модификации американской 155-мм гаубицы М114А1 разработала гаубицу КН179. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличена с 14.600 до 22.000 м, активно-реактивным – до 30.000 м. Увеличение дальности стрельбы обеспечил новый ствол длиной 39 калибров.
Шведская фирма «Бофорс» для снижения нагрузки на членов расчета 155-мм гаубицы FH-77B со стволом длиной 39 калибров разработала кран для подъема боеприпасов. Он устанавливается справа от казенной части орудия.
Для увеличения дальности были созданы стволы длиной 45 и 52 калибра. Но по мере увеличения длины ствола возрастет и масса гаубицы. Самая тяжелая из 155-мм орудий – около 14 т – южноафриканская гаубица G5 Mk3 со стволом длиной 45 калибров. Дальность стрельбы активно-реактивным снарядом до 39 км. Лафет позволяет устанавливать стволы длиной 39 и 52 калибра. Как и южноафриканскую, гаубицы TIG 2000 (Израиль), GH (Финляндия) и GH N (Австрия, Бельгия, Канада) можно оснащать стволами разной длины.
Для облегчения обслуживания буксируемые гаубицы со стволом длиной 45 и 52 калибра оборудуются вспомогательным движителем, который приводит в движение приводы наведения орудия и механизмы заряжания (подачи) снарядов и зарядов. Кроме того, он позволяет перемещать орудие на ограниченное расстояние со скоростью движения по шоссе –
15 – 18 км/ч, по пересеченной местности – 8 – 10 км/ч. Некоторые образцы, например
GH N-45, производятся и без вспомогательного движителя. Этап гаубица отличается и тем, что для передвижения по мягкому грунту колеса могут покрываться гусеничными лентами.
Частичная автономность буксируемых гаубиц при оснащении вспомогательным двигателем постепенно увеличивается благодаря развитию автоматических систем управления огнем. Так, южноафриканская фирма «Денел» разрабатывает такую систему на базе лазерного кольцевого гироскопа для 155-мм БГ G5 Mk3. Она позволяет произвести первый выстрел по прибытии на огневую позицию в течение
2,5 мин. Точность наведения ствола – 1 деление угломера. Но такой гаубице присущ недостаток, характерный для тяжелых орудий, – ограниченные возможности транспортировки по воздуху.
Легкие орудия
Создание буксируемых артсистем нового поколения наиболее активно ведется в США и Великобритании. Командования морской пехоты и сухопутных войск с 1994 г. сотрудничают в области разработки 155-мм легкой буксируемой гаубицы для замены устаревшей 155-мм М198. Новое орудие должно иметь ствол длиной 39 калибров, максимальную дальность стрельбы стандартными осколочно-фугасными снарядами – 30 км, активно-реактивными – до 40 км, практическую скорострельность 5 – 8 выстр./мин., время перевода из походного положения в боевое и обратно 2 – 3 мин. Сокращение времени готовности орудия и повышение скорострельности будут реализованы благодаря новой системе управления огнем на базе ЭВМ, включающей автоматическую систему наведения и автомат заряжания. В числе основных требований к легким гаубицам – транспортабельность на внешней подвеске вертолетом средней грузоподъемности.
Научно-исследовательский центр вооружений и научно-исследовательская лаборатория армии США, ответственные за разработку нового орудия, представили его концепцию. 155-мм орудие с длиной всего 26 калибров будет установлено на трехстанинном лафете, подобном лафету 122-мм российской гаубицы Д-30. Технологическое новшество – специальная жидкость, содержащая частицы металла, в противооткатных устройствах. Ее вязкость может меняться в течение сотых долей секунды, что позволяет осуществлять управление откатом, снижая нагрузку на цапфы и станины. Исследования свойств жидкости проводятся американской фирмой «Дженерал атомикс».
Для повышения точности стрельбы и скорострельности, снижения нагрузки на личный состав гаубица будет оснащена автоматизированной системой управления огнем на базе ЭВМ из навигационной системы, использующей данные NAVSTAR, встроенной баллистической станции, лазерной системы воспламенения заряда, принципиально новой системы прицеливания и ориентирования орудия.
Участвуя в совместной с США разработке легких гаубиц, английская фирма «Бае системз» планирует на базе XМ777 создать семейство легких орудий. Намечено разработать орудия со стволом длиной 26 или 30 калибров, максимальной дальностью стрельбы 22 км и массой не более 3,1 т. Предполагается создать артсистемы со стволом длиной 45, 47 или 52 калибра и максимальной дальностью стрельбы 40 км, их масса не должна превышать 4,5 т. Легкие гаубицы планируется оборудовать механизмами, облегчающими обслуживание во время стрельбы. Это могут быть двигатель для механизма подачи боеприпасов, приводы для вертикального и горизонтального наведения ствола. Запланировано оснастить гаубицы системой управления огнем, включающей инерциальную навигационную систему, баллистическую станцию, устройство распределения мощности, цифровой прибор наблюдения для стрельбы прямой наводкой, средства связи, дисплеи для командира орудия, наводчика и его помощника.
Таким образом, в развитии буксируемых артиллерийских орудий есть две основные тенденции: первая касается снижения массы систем, вторая – увеличения точности стрельбы. Боевая масса оказывает влияние на возможности оперативной транспортировки орудий, в том числе на большие расстояния. Зарубежные специалисты в области артсистем уделяют внимание экономическому аспекту проблемы. При уменьшении массы сокращаются расходы на транспортировку единицы вооружения.
Комментарии