Все, кто хотя бы раз летал на самолетах, хорошо знают, что самые трудные моменты полета – взлет и посадка. Наверное, это сравнение уместно в связи с вступлением школы в пилотный проект. Если продолжать это сравнение, то следует напомнить: речь идет не только об отдельных самолетах, которые находятся в воздухе, а о всей системе, призванной обеспечить безопасные и качественные полеты.
Образование – сложнейшая система взаимодействий, и от ее слаженной работы зависит общий успех. Допускаю, что не все согласятся с тем, что наше общество переживает серьезный нравственный кризис. Его суть, на мой взгляд, состоит в утрате нравственных ориентиров, ценностей. Прежние ценности во многом отвергнуты, а новые (если не считать меркантильных) не сформированы. Фетишизация денег как универсального средства решения проблем приводит к уродливым явлениям. Поляризация общества, в основе которой во многом лежит финансовый критерий, приводит к извращенным представлениям, появляются «чистые» и «быдло». Какое отношение все это имеет к пилотному проекту? Самое прямое. Пилотный проект призван создать и апробировать организационно-хозяйственный механизм для решения главной задачи – повышения качества образования. Это одно из звеньев системы. Школа как социальный институт не может существовать без серьезной финансовой, материальной основы. Работать в рамках старой системы финансирования было во многом удобно, не болела голова о коммунальных платежах, заработной плате, не беда, что в школе всего 250-300 учащихся, учителя без зарплаты не останутся. Но именно тогда очень хотелось свободы. Свободы самостоятельно распоряжаться выделяемыми средствами. Подать заявку на оборудование и ждать его годами проще. Кто не ловил себя на унизительном чувстве вечных просителей? Работать в рамках свободы труднее по той простой причине, что эта свобода предполагает ответственность. Ошибки, допущенные вами, нельзя будет списать на систему. Реальное распределение средств (а эти средства не по минимуму, а по максимуму) заставит проявлять инициативу, искать наиболее оптимальные пути оптимизации процесса обучения. Какой должна быть сегодняшняя школа? Ответ, на мой взгляд, очевиден – лучше, чем жизнь, которая нас окружает. Она должна быть честнее, справедливее, внимательнее. Школа должна стать зоной доверия. Доверие исходит не из слепой уверенности, но предполагает взаимную ответственность. Ответственность предполагает открытость, взаимное уважение. Уважение и самоуважение – качества, без которых немыслима школа как общественный институт. Воспитать личность может только личность. Принципы оплаты учительского труда, которые остались нам в наследство, сегодня во многом не работают. Одномоментное повышение вдвое оплаты учителям иностранного языка не привело к декларируемой цели – повышению качества знания языка. Ошибка, вероятно, заключалась в том, что вознаграждение за учительский труд находится не в столь прямой зависимости от выделяемых средств. Деньги в очередной раз оказались впереди, и мы переоценили их роль. Никто не говорит о возвращении к поголовному равенству в оплате, тем более о возвращении к бедности. Учительский труд, вне всякого сомнения, должен иметь достойную оплату, позволяющую не только сводить концы с концами, но и иметь средства на саморазвитие. Новый механизм должен позволить поощрять не только за количество, но прежде всего за качество. Стремление к самосовершенствованию для педагога было и должно оставаться главным побудительным мотивом. Педагоги – одна из самых многочисленных групп общества, относящих себя к интеллигенции. Для нее важнейшей задачей было и остается формирование и сохранение смыслов. Пилотный проект часто рассматривается как новая бизнес-модель. И это отчасти справедливо. Следует отметить, что эта модель имеет дело не с неодушевленными предметами, но с людьми, поэтому одним их важнейших ресурсов, которые обеспечат успех, станет ресурс человеческий, неотделимый от ценностей.Всякая умирающая система стремится к своему упрощению, всякая развивающаяся – к сложности. Разнообразие, неодинаковость есть проявления этой сложности. Пилотный проект создает для этого предпосылки. В фильме «Доживем до понедельника» главный герой учитель Мельников убеждает своего коллегу: «Каждый день, каждый час мы должны доказывать себе, им (ученикам), что мы имеем право на дело, которым занимаемся. А если нет, то надо заниматься другим ремеслом…»Павел ПАНКИН, директор школы №1741
Комментарии