Эта книга – признание в любви учителю. Способ сохранить переданное педагогом тепло на бумаге. Альманах «Учителя Подмосковья: любовь, благодарность, доверие» дарит нам необыкновенные встречи с людьми, снискавшими самые теплые чувства своих учеников.
Путь Галины Патяко в педагогику был предопределен с раннего детства – она росла и воспитывалась в учительской семье. После окончания средней школы поступила на физико-математический факультет Минского педагогического института. Свой первый преподавательский опыт она приобрела в сельской школе.
Выйдя замуж, Галина Ивановна переехала в Балашиху. С присущей ей увлеченностью и энтузиазмом рассказывала она о законах физики и математических задачах своим ученикам в 5-й школе. В каждый урок она стремилась вложить что-то новое, необычное, сверх положенной программы. Патяко ни на секунду не переставала совершенствоваться как педагог: работала с научно-методическими материалами, участвовала в областных и районных семинарах, посещала курсы повышения квалификации, успешно защитила кандидатскую диссертацию.
Богатый педагогический опыт, беззаветная любовь к детям, авторитет у коллег позволили ей спустя 11 лет возглавить 5-ю самой. Став директором, Галине Ивановне удалось создать команду единомышленников, объединенных общей благородной целью обучения и воспитания молодого поколения, создания интеллектуальной и духовной среды, способствующей формированию будущей интеллигенции района. По ее инициативе в 1996 году школа №5 прошла аттестацию и получила статус муниципального лицея. В 1997-м лицей стал профильной школой МГТУ имени Н.Э.Баумана. С 2000 года и по настоящее время лицей является лидером среди образовательных учреждений города по результатам районных олимпиад и лидером по спортивным достижениям. В 2004 году лицей стал победителем в номинации «Возрождение лицейских традиций» в областном конкурсе «Лучшая школа Подмосковья».
Заботой, опытом, организаторским талантом этой удивительной труженицы на протяжении многих лет умело проектируется и выстраивается образовательный процесс, высокую оценку которому дают родители учащихся.
Патяко обладает талантом открывать способных, преданных педагогике людей, она умеет вселять в них уверенность в собственные силы, что способствует их успешной результативной работе. К ней тянутся люди, настоящие энтузиасты своего дела, с которыми Галина Ивановна щедро делится своим жизненным опытом и педагогическими знаниями. Атмосфера доброжелательности, уважительного отношения к учителям, сотрудникам, ученикам и их родителям, царящая в лицее, создана его директором.
В ней счастливо сочетаются педагогический талант и человечность. Галина Ивановна в любую минуту готова прийти на помощь, дать полезный совет. Все это высоко ценится коллегами и учениками, с которыми у нее сохраняются добрые отношения на всю жизнь.
«Люби детей, будь терпим, совершенствуй свои знания, будь открытым и свободным, не смей останавливаться на достигнутом» – вот секреты ее успеха в жизни и педагогике.
С ней полностью согласен Александр Петроченко из Солнечногорского района. Александр Уарович – учитель биологии и экологии в Андреевской школе. А еще он победитель конкурса «Педагог-эколог-2004».
Им создан зооуголок, в котором насчитывается свыше 30 представителей фауны нашей планеты. Школьники учатся ухаживать за животными, составлять правильный рацион кормления.
Вообще в пополнении творческими работами и экспонатами экологического уголка принимают участие практически все его ученики. На протяжении многих лет Александр Уарович вместе с членами кружка поддерживает постоянный контакт с областной станцией юных натуралистов и юннатами Дворца пионеров.
Многие выпускники школы связали свою жизнь с биологией. Петроченко охотно делится секретами своего профессионального мастерства завоевывать единомышленников среди учеников с коллегами. Он неоднократно выступал с докладами «Проблемный подход в обучении на уроках биологии», «Значение и место внеклассной работы по биологии в учебно-воспитательной работе», «Организация живого уголка в школе и его роль».
Его ученица, одиннадцатиклассница Юля Кузнецова, стала призером олимпиады по экологии в 2005 году. Она говорит: «Александр Уарович зажег во мне искорку любви к родной природе и к предмету экологии, что и помогло мне в участии на районной олимпиаде. На его уроках всегда интересно, он рассказывает очень живо, приводя примеры из жизни».
Чувствовать, что педагога действительно волнует то, о чем он рассказывает, ученику очень важно. Понимание, что за шуршащими страницами учебника скрываются настоящие реалии, приходит не сразу, и задача учителя раздвинуть горизонты ребенка и показать, что изложенное в книге – не формула, а вот оно, живое, знакомое.
Этот талант в полной мере присущ и Вячеславу Дудову, уроки истории которого превращают класс в дискуссионный клуб. Горячие обсуждения приводят к осознанию изучаемого и придают Кокинской школе, где происходят эти пылкие исследования законов смены укладов и строя, особую привлекательность.
Вячеслав Федорович – патриот родного края, вместе с учениками многие годы он работает над изучением истории Каширского района. Дудов даже разработал собственную программу курса «Краеведение» и методические рекомендации к ней. Он написал и издал учебное пособие по истории Каширского края для учеников 8-х и 9-х классов.
Вячеслав Федорович сочетает в себе талант учителя с талантом человеческим, нити которого неиссякаемо протянуты к людям. Поэтому сотни сердец хранят в себе образ вдохновенного учителя.
Их много, наших любимых учителей. Обо всех альманах рассказать попросту не в силах, по крайней мере, за один свой выпуск. Но перелистывая страницы и вчитываясь, а иногда зачитывая вслух целые абзацы из этой книги, возвращаешь себя в самую счастливую пору своей жизни, когда, затаив дыхание, ты с трепетом внимал мудрым словам своего любимого учителя.
Вопрос недели
Чем для вас характерна система образования Московской области?
Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию РФ:
– Публикуемая сегодня «Учительской газетой» подборка материалов посвящена делам и заботам работников образования одного из крупнейших регионов России – Московской области.
Система образования Подмосковья не только весьма масштабна, но и отличается исключительным своеобразием, включая учреждения высшего, среднего, начального профессионального образования и весь спектр общеобразовательных учреждений, начиная от крупных современных школ ближайших пригородов столицы и областных городов до крошечных сельских школ периферийных районов области.
Работая в тесном контакте с Министерством образования правительства Московской области, лично с министром Лидией Николаевной Антоновой, являющейся, кстати, членом коллегии Федерального агентства по образованию, мы с большой заинтересованностью и удовлетворением можем констатировать значительные позитивные подвижки в деятельности системы областного образования, достигнутые в последние годы в процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Пользуясь случаем, хочу в канун предстоящего Дня учителя сердечно поздравить с этим событием всех работников образования и пожелать им дальнейших творческих успехов в деле обучения и воспитания новых поколений россиян!
Александр АСМОЛОВ, заведующий кафедрой психологии личности МГУ:
– Мир образования Московской области имеет ряд своих совершенно неповторимых черт.
Первая черта – это отчетливая социокультурная ориентация образования Московской области. Она проявляется в создании уникальной службы рисков детства, и эти службы нацелены на психологическую помощь каждому ребенку, каждому учителю, каждой семье.
Вторая черта – это существование целостной программы развития Подмосковья, которая принята областной Думой как закон. Эта программа строится на основе современных идей вариативного развивающего образования, выделении профессионального и личностного роста педагога как неисчерпаемом потенциале развития региона.
И наконец, третья черта мира образования Московской области – это четкая стратегия развития, а не только тактика. И именно эта стратегия развития образования реализуется Лидией Николаевной Антоновой и ее командой.
Алла КУРБАТОВА, директор гимназии «Дмитров» – победителя Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2005»:
– Это удивительное сочетание русской православной культуры и современных образовательных технологий. Именно в Московской области – глубинный потенциал дальнейшего развития общего образования в России. Сегодняшние успехи системы образования Московской области тому подтверждение. Думаю, что в ближайшее десятилетие область станет флагманом отечественного общего образования.
Комментарии