В 1999 году статья Марии Лазутовой «Гимн учителю или плач по учителю» вызвала большой резонанс не только у нас в стране, но и за рубежом. Перед государством и научно-педагогическим сообществом был поставлен вопрос ребром: что главное – гимн или плач по учителю? Широкое обсуждение поднятых в статье проблем стало мощным импульсом к продвижению идеи особого статуса профессии учителя, государственных стратегий образовательной политики. В те годы Мария Николаевна получила приглашения в Германию, Казахстан, разные регионы России, где давала комментарии, интервью, консультации по выявленным в этой статье проблемам, обозначенным целям, задачам развития образования и повышения престижа профессии учителя.Сегодня очень многое в нашей стране изменилось. Кардинальные изменения произошли в Москве, очень многие абзацы статьи можно нынче проиллюстрировать по принципу «так было – так стало», известно, что особенно разительные изменения произошли в оплате труда столичных педагогов, но и в России речь теперь идет о средней зарплате педагогов, которая не должна быть меньше средней по экономике.
Сегодня доктор исторических наук, профессор Мария Лазутова возглавила Московский институт развития образования. Это значит, что она сегодня вместе с Департаментом образования, окружными управлениями образования, педагогическим и управленческим корпусом столицы имеет возможность предлагать для реализации на благо московской системы образования даже очень смелые идеи. Но весь вопрос в том, как нынче изменились взгляды и позиция самой Марии Николаевны, взгляды и позиции тех, кто много лет назад стал ее единомышленником, прочитав статью, написанную 14 лет назад. У широкой читательской аудитории «Учительской газеты-Москва» есть уникальная возможность выказаться – мы приглашаем читателей к дискуссии на тему «Гимн учителю или плач по учителю» в современном контексте проблемы профессии учителя XXI века. А право открыть дискуссию мы предоставляем самой Марии ЛАЗУТОВОЙ.- Мария Николаевна, спустя 14 лет после публикации вашей статьи вы хотели бы что-нибудь в ней изменить, соотнести давние факты и проблемы с реалиями нашего времени?- Спасибо, что редакция «УГ-М» нашла и вернула к педагогическому диалогу эту мою давнюю статью, а вместе с тем и проблемы, поднятые в ней. Прочитав ее спустя многие годы, я искренне удивилась тому, как за это время изменились общество, учитель и отношение к нему, но я бы не вычеркнула из статьи ни одной строки, ни одного слова! Мое отношение к оценке значимости учителя только укрепилось, а изменения в обществе и профессии учителя позволяют вести дальнейшую дискуссию. Помните книгу Максима Горького «Несвоевременные мысли», в которой он поэтическим взором писателя-буревестника анализирует исторические толщи противоречивого революционного времени, взаимоотношений личности, государства и эпохи? Учитель и руководитель в системе образования – люди государственные, следовательно, у нас мысли должны быть своевременными, а поступки современными. Своевременные мысли были выражены в этой статье, рельефно и объективно отражающей особенности образования России эпохи девяностых. Но, оказывается, поднятые проблемы и сегодня современны! Знаете, почему? Потому что проблема государственной политики в области образования и поддержки учителя главнейшая!- В таком случае поставленный вами ребром вопрос сегодня вернулся к вам бумерангом. Так что в сегодняшней реалии образования главное – гимн или плач по учителю?- Мой многолетний опыт и знание проблем формирования и реализации государственной политики в области образования, развития региональных образовательных систем в РФ, странах СНГ от 90-х до сегодняшних дней позволяет мне сделать важный вывод о том, что государственная образовательная политика РФ состоялась и продолжает формироваться. Достаточно упомянуть указы Президента РФ Владимира Путина, слушания в Государственной Думе, широкое общественное обсуждение нового Закона «Об образовании в РФ», поистине ставшее всенародным референдумом. К примеру, теперь законодательно прописан правовой статус педагогического работника, показаны права, обязанности и ответственность всех участников образовательных отношений: учителя, ученика, родителя. Многие вопросы, поднятые 14 лет назад, находят свое развитие и решение. Не так быстро, как хотелось бы. Но налицо положительная динамика! Вместе с «Учительской газетой-Москва» в течение 2013 года мы обсуждали профессиональный стандарт учителя, разве это было возможно в 1999 году? Сегодня остро стоит вопрос о разработке современных учебников, которые должны быть адекватны современному «цифровому» ребенку.Погрузившись в анализ проблем московского образования и московского учительства, я могу сказать совершенно убежденно, что московское правительство сегодня не только имеет образовательную политику, развернутую лицом к человеку – учителю и ученику, но и реализует ее программными документами, достойными цифрами бюджетного финансирования системы образования, строительства и открытия новых детских садов, грантовой поддержки передовых образовательных практик, школ-лидеров, лучших учителей. Сегодняшняя зарплата московского учителя, поднятая до средней по региону, в реальности значительно ее превышает! Квалифицированный московский учитель получает достойную зарплату, разве это не повышение его статуса и не признание государственной значимости самой профессии? Тотальная информатизация, современное материально-техническое обеспечение рабочего места учителя, цифровые образовательные ресурсы, интерактивные доски, электронный журнал и дневник, наконец, в ближайшей перспективе электронный учебник, разве это не прорывы образовательных стратегий? В 90-е годы это могло показаться фантастикой! У меня есть убежденность в том, что государственная программа Правительства Москвы по развитию образования позволит московскому образованию в ближайшие годы выйти в лидеры мирового уровня. Но это возможно прежде всего потому, что в системе образования Москвы работают талантливые и самоотверженные учителя и руководители образовательных учреждений, работающие по убеждению и призванию, профессиональная деятельность большинства из них – пример настоящего служения московскому образованию.Поэтому однозначно и убежденно говорю: главное – гимн Учителю!- Вы перечислили социально значимые характеристики признания профессии учителя. А что изменилось в части профессионально значимых характеристик?- Благодаря реалиям нового общества, открытому информационному пространству сегодня сложилось зрелое профессионально-педагогическое сообщество, которое формируется не только по формальным признакам принадлежности к той или иной школе, округу, предметному методическому объединению. Во-первых, профессиональная активность и самостоятельность каждого учителя стали важным двигателем. Ведь раньше без выдвижения администрации и поддержки директора школы учитель не мог двинуться. А сегодня каждый ищет и выбирает для себя и своих учеников неформальные образовательные пространства по общности интересов, вариативных программ и видов деятельности. Во-вторых, мощным навигатором стали неформальные сообщества, которые формируются профессиональными конкурсами и движениями, их стало в разы больше, чем было. Ну и нельзя не упомянуть педагогические интернет-сообщества, форумы и сайты, где педагоги свободно обсуждают профессиональные проблемы. Изменилась и продолжает меняться ситуация с повышением квалификации и совершенствованием мастерства педагога. Разве можно сегодня загнать учителя на курсы повышения квалификации, где лектор по старой тетрадке читает лекционный материал 20-летней давности? Программ повышения квалификации и переподготовки, образовательных технологий множество! Новые технологии изучения спроса на тематику и проблематику курсов, электронной регистрации в личном кабинете, использования электронного образовательного контента – это и многое другое отличает современную ситуацию выбора программ профессионального развития педагога. Вопрос стоит о качестве подготовки и еще большей ориентации на актуальные запросы учителя, администратора современной школы. Сегодняшние программы должны быть сформатированы на день завтрашний, на опережение с учетом мирового образовательного опыта. Однако вся острота сегодняшнего вопроса заключается в другом – в профессиональной мотивации учителя, в его личности и выстраивании новых образовательных отношений с учеником. Ведь современный учитель, как значимый взрослый, не единственный источник и носитель знания, каким он был в 90-е. Новый учитель должен быть консультантом, собеседником, куратором, наставником в формировании индивидуальной образовательной траектории в освоении предметной области. Ребенок – субъект, самодостаточный участник этих отношений. 20 лет назад классно-урочная система была альфой и омегой образовательного процесса, а сегодня она подвижна и мобильна, может быть дистанцирована и виртуальна, может существовать в любых игровых форматах, обоснованных и целесообразных для обучения, развития и воспитания учеников. Ребенок сегодня другой, не тот, что был 14 лет назад!- Мария Николаевна, и все-таки: плач по учителю остался в прошлом? Если так, то почему многие опытные педагоги и родители ностальгируют по советской системе образования, когда статус учителя не был номинирован денежным эквивалентом, но был нравственным образцом, а качество образования признавалось всеми?- Ошибочно смешивать советские годы и время 90-х. Это было рубежное историческое время, когда рухнули прежние основы, в том числе в образовании, а новые только закладывались. Я, как и все представители моего поколения, училась и начинала работать учителем в школе в советские годы. «Я родился в Советском Союзе, сделан я в СССР» – так, кажется, поется в современной модной песне? Все мы вышли из СССР, это наша история, наша молодость, наши профессиональные старты. А начальные этапы жизни и карьеры, как известно, всегда источник ностальгии. Я тоже ценю многие достижения и завоевания советской системы образования. Однако следует помнить о том, что образование – самый важный социальный институт государства, и оно должно отвечать на современные запросы времени, смотреть в будущее. Если у государства есть образовательная политика – у него есть будущее, потому что образование формирует образ будущего у подрастающего поколения. Нельзя построить нового общества с архаичным, устаревшим образованием! Оно должно идти в ногу со временем, а в сегодняшнем времени – опережать его. И если будет так, то мы посвятим учителю не только гимны, но и симфонии, и кантаты, ведь учитель остается и будет всегда ключевой фигурой в образовании. А плач по учителю остается горьким упреком для тех регионов, где зарплата учителя оставляет желать…
Комментарии