И вот приходит завтра…
Сегодня он народный учитель СССР, преподаватель физики ВПУ-1 г. Одессы, профессор и заведующий кафедрой педагогики Одесского института усовершенствования учителей. За последние годы им написаны три книги: “Гармония урока”, “Педагогическая гармония”, “Секреты практической профтехпедагогики”. По-прежнему он проводит 300-400 открытых уроков в год для учителей школ, профтехучилищ, техникумов. А еще Палтышев разработал свою авторскую школу.
Зачем человек учится? Наверно, праздный вопрос. Для того, чтобы развиваться. Чтобы накопленные предыдущими поколениями знания уметь передать новым людям, дополнить их. Но знания о чем?
Наверно, одна из главных целей – познать окружающий мир: как устроена наша планета, как устроена Вселенная, какие законы природы существуют. Это один пласт, который изучают физика, химия, биология, математика.Они же и дают навыки в простейших исследованиях природы.
Какие человеческие ценности имеют люди? Какими могут быть их взаимоотношения? Как воспитывать эти ценности? Как исторически складывался мир людей? На эти вопросы отвечают философия, литература, человековедение, история, эстетика.
Как совершенствовать этот мир? Какие технологии необходимы, чтобы человек мог жить в этом мире в согласии с природой? На эти вопросы отвечают технические дисциплины и примеры, которые приводятся при изучении разнообразных общеобразовательных предметов.
Но спросите учеников и учителей, зачем они учат эти предметы? Вряд ли найдутся многие, которые ответят – для изучения нашего мира.
Спросите любого учителя, часто ли он начинает свой урок с обьяснения явлений природы, и вы получите отрицательный ответ. Чаще всего физика изучается ради физики, химия – ради химии. Ученики даже не понимают, что им пытаются обьяснить окружающий мир природы и людей.
Пытаемся ли мы показать ученикам гармонично устроенный мир природы и людей?
Возьмем другой вопрос – как учим? Наверно, не будет крамолой, если мы скажем, что один из главных составляющих методов обучения – умение учителя общаться с классом. А это и умение организовывать ребят, и понимать уровень их подготовки, и знать психологию своих воспитанников, и владеть искусством импровизации, и знать свой предмет до того уровня, который позволяет просто и наглядно изложить разнообразные вопросы урока, и … Если в искусстве преподавателя присутствует мера гармонии, если гармоничное сочетание всего этого есть, то и обучение проходит успешно.
Каков же результат обучения в современной школе?
Прежде всего следует отметить, что наши ученики зачастую не получают удовлетворения от учебы. А значит, отсутствует и интерес к знаниям.
Кроме того, общеизвестно, что из десяти выпускников школ девять больны. Значит, школа “гробит” своих воспитанников? В устройстве школы нет установки на развитие здоровья детей (не на поддержание здоровья, как иногда пишут, не на сохранение здоровья, а именно на его развитие).
Общеизвестно, что многие заболевания человека происходят прежде всего из-за стрессовых ситуаций, связанных с общением между людьми. Создаем ли мы в классе такую атмосферу, чтобы дети не находились в сложном психологическом состоянии на протяжении учебного дня? Учим ли мы детей правилам общечеловеческого общения?
Сегодня нам необходимо уделять большее внимание воспитанию морали и нравственности. Лучшей книги, чем Библия, в нашем человеческом мире нет. Успешно ли проходит в учебном процессе знакомство с ее основами?
Вывод: ученик сегодня должен знать, ради чего он учится – познает гармонично созданный мир природы и людей. Ученик должен участвовать в гармонично выстроенном учебно-воспитательном процессе, чувствовать эту гармонию. Ученик должен получать от учебного процесса удовлетворение.
В связи с этим и возникают мои предположения, что в устройстве образования главным законом должен существовать закон гармонии, педагогической гармонии. Гармония должна выступать как правило, как принцип, как процесс, как результат.
Что же мы подразумеваем под понятием педагогическая гармония?
Я определяю это так: педагогическая гармония – это закон педагогики, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающий соразмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся от гармонии в обучении и познании окружающего нас мира.
Сложно звучит? Да, сложно. Но сделать все это гармоничным еще сложнее.
Рассматривая педагогическую гармонию, прихожу к выводу, что здесь несколько пластов вопросов. Прежде всего это гармонично устроенная система образования. Затем гармонично выстроенный учебно-воспитательный процесс в учебном заведении. И, наконец, реализация педагогической гармонии на уроке.
Каковы же условия существования педагогической гармонии?
1. Целевая установка образования должна быть направлена на формирование Человека мира, который должен владеть глубокими знаниями об окружающей нас природе, истории развития цивилизаций, знать законы гармоничного жизнетворчества людей, правила гуманистического общения между людьми.
2. Содержание образования и его организация должны соответствовать целевой установке и создавать условия для гармоничного сочетания в учебном процессе как мер по развитию здоровья детей, так и мер по мотивации учения в современных условиях.
3. Организационные формы и методы обучения и воспитания должны в качестве основного принципа дидактики взять гармоничность учебного процесса, включающую деятельность педагогического коллектива и учащихся и позволяющую соразмерно использовать их для создания эмоционального, действенно познавательного, выходящего на творческое переосмысление знаний процесса.
4. Средства обучения должны согласно принципу гармоничности быть на уровне современного развития техники и потребностей учащихся и соответствовать целевому, содержательному и мотивационному аспектам обучения и воспитания, помогая создавать гармонию при обучении.
5. Результатом обучения можно считать сложившуюся гармонию: процесса познания учеников, знаний об окружающем нас мире людей и природы, установок к выбору наиболее рациональных, не приводящих к разрушению мира новых технологий.
Безусловно, каждому понятно, что под Человеком Мира, Человеком Земли мы подразумеваем человека, воспитанного на традициях своего народа, знающего его достижения и трудности и умеющего понимать проблемы Человечества.
Считаю, что имеет право на существование такой принцип дидактики, как гармоничность, такая качественная оценка учебного процесса, как мера гармонии.
В своей работе я не сделал существенных открытий. В опыте хороших педагогических коллективов, в практике грамотных учителей всегда существовала педагогическая гармония. Всегда присутствовала в опыте работы таких людей гармоничность и в отборе материала, и в выборе форм, методов, средств обучения, и как результат всего этого – удовлетворение учащихся от учебного процесса и хорошие знания предмета.
Думаю, что такой подход поможет нам как бы заново рассмотреть все составные части учебно-воспитательного процесса. Это поможет многим учителям посмотреть на свою деятельность другими глазами. Проводя анкетирование учителей, я обнаружил, что только 30 процентов из них пишут о том, что каждый урок должен приносить удовлетворение каждому учащемуся, только 20 процентов учителей правильно понимают цели обучения своему предмету.
Безусловно, я не претендую на полноту своих обоснований, но все-таки хочется отметить, что настоящее время требует от нас именно таких подходов.
Урок. Как проводить его сегодня? Разве достаточно того, чтобы в нем использовались только классная доска, мел и формальные знания учителя? Нет, на уроках обязана присутствовать философия каждого предмета. Как создавать эмоционально познавательный фон для наших учеников? Я стараюсь делать это уже много лет. На моих уроках присутствуют и сведения о философии данного предмета, и сведения из Библии, и научные знания… Все это сопровождается музыкой, поэзией, слайдами живописных полотен художников…
Каждый ли урок должен быть таким? Конечно, нет. Безусловно, все должно быть в меру: и конкретные знания, и философские подходы к их формированию.
Много лет я провожу уроки, которые носят такое название – “Физика и твоя профессия”, “В мире молекул”, “Гимн Одержимым”, “В мире симметрии”, “Свет материален”, “Этот удивительный колебательный мир”, “Естественная радиоактивность и…любовь”…
Но я провожу и “обычные” уроки, на которых формируются знания, умения и навыки.
Все должно быть в меру. Только не то удовлетворение, которое должен получать от учебного процесса ученик (это может быть и безмерным!). Только бы у нас на все это хватило здоровья. Помните, как писал об этом Гете: “Ах, Господи, но жизнь-то недолга, / А путь к познанью дальний. Страшно вчуже: / И так уж вам покорнейший слуга / Пыхтит от рвенья, а не стало б хуже! / Иной на то полжизни тратит, / Чтоб до источников дойти. Глядишь – его на полпути / Удар от прилежанья хватит” (Фауст).
…Каждый день я захожу в класс. Передо мной сидят ученики. Разные. Каждый со своей установкой на мои действия. Каждый по-своему уважаем и каждый со своим отношением ко мне и моему предмету. Знаю, что если это первый урок, то некоторые еще полусонные. Если середина дня, то многие очень уж активные. Если последние уроки, то уставшие.
Начинаю урок. Первое, что делаю, – вглядываюсь в глаза ребят. А в голове одна мысль – как сделать, чтобы они включились в ту деятельность, которую я для них сегодня наметил? Как научить их тому, чему хочу научить?
Если есть занимательный демонстрационный опыт, то легко. С него можно и начинать. Это нравится всем. Если нет опыта, можно начать с постановки проблемного вопроса и постепенно включать всех в его решение. Это тоже хорошо. Если знаешь, что сегодня придется рассказывать теоретический материал, в котором для ребят множество сложностей, то начинаешь их настраивать на эту работу.
Так – каждый день, каждый урок.
…Идет урок. Вроде бы все хорошо. Но вот видишь, один из учеников затосковал. Ему почему-то стало неинтересно. Как его отвлечь от своих мыслей? Стараешься что-то предпринять. Иногда вдруг становится горько и думаешь: ну почему ему неинтересно, ну почему так происходит? Чего же я не учел при работе с таким учеником? Начинаешь его мобилизовывать. Он отвлекся от своих мыслей, поднапрягся и, может быть, …опять ушел в мир своих мыслей.
Конечно, есть множество приемов, которые ты применяешь и которые дают эффект при обучении. Но ученики есть ученики. Они иногда просачиваются между всеми твоими приемами, и поймать некоторых ты уже не можешь. Когда ты это увидел, то либо останавливаешь свой рассказ и обращаешься к ученику с “призывами”, либо ловишь его на незнании и чуть высмеиваешь, либо… смиряешься.
Конечно, в конце дня, прокручивая в мыслях прошедшие уроки, радуешься некоторым их моментам. Но вновь и вновь возникают лица тех, кто себя сегодня вел не так, как бы хотелось. Все это, конечно, тревожит. Что делать завтра? Как себя повести с конкретными учениками на следующих уроках?
Педагогическая гармония. Это хорошо. Это здорово. Но как ее достигнуть? Если я буду купаться в том, что она у меня присутствует на каждом уроке, то ученики в этой моей убежденности меня и потопят. Поэтому, как бы я ни думал о том, что она у меня присутствует, все равно знаю, что только мое постоянное внимание на уроке и оценка ситуации урока позволят мне выбрать именно тот тон, именно то действие, которое будет сейчас, в данный момент наиболее результативно.
Достижение любой цели требует постоянной работы. Ежедневной. Педагогическая гармония – это такой комплекс мер, который способен осилить умный, талантливый, работоспособный, грамотный учитель. Конечно, легче сослаться на то, что ученики виноваты в своих незнаниях. Тяжелее этот груз обвинений взять на себя. В этом-то и есть та горечь, о которой я говорил. Иногда возникает чувство бессилия перед установкой ученика на данный урок. Здесь может выручить только мой философский настрой – сегодня ему неинтересно по ряду причин, которые, может быть, и не зависят от меня. Но завтра… Завтра я сделаю так, чтобы ему стало интересно. Постараюсь так сделать. Это успокаивает. И вот приходит завтра. Ты, может быть, и достиг цели – этот ученик работает прекрасно. Но. Но находится другой, который опять тебя тревожит…
И так каждый дань, каждый урок, всю жизнь. Мы, учителя, прекрасно понимаем друг друга. Мы – мученики своей профессии, потому что она творческая, а творчество – это всегда муки. Чем мы живем? Теми маленькими радостями, которые выпадают нам от успехов наших воспитанников, от встреч с нашими бывшими учениками. И если есть в наших взаимоотношениях с учениками гармония, то этой радости будет у нас побольше. Вот только вопрос в том, как же ее все-таки достигать?..
Как я благодарен своим “зарубежным” коллегам! Сколько теплых и прекрасных разговоров мы с ними провели! Какой громадный интерес испытывают они к творчеству! Как интересно нам с ними совместно учиться (ведь они учатся у меня, я – у них)! Как мне интересно, когда учителя, овладев теми подходами, которые я предлагаю, проводят по данной методике уроки! Сколько чувств восторга появляется на таких уроках у меня и моих коллег! Спасибо им за то, что они стремятся к творчеству. Спасибо им за теплоту их сердечных разговоров. За интерес, который они проявляют. Как я горжусь тем, что каждый раз после окончания нашей работы мы издаем сборник сценариев их уроков. Как меня согревает то, что сегодня кому-то нужно мое творчество…
Что роднит нас с российскими учителями? Наши огорчения от этой сумасшедшей душераздирающей жизни. Наш уровень зарплаты. Отношение к нам наших правителей. Наши стремления поддержать детей и помочь им сориентироваться в новых жизненных условиях.
Что может помочь нам в этих антипедагогических, антигармоничных условиях жизни? Творчество! Только оно помогает забыться. Так было с учителями России во время нашей двухнедельной творческой работы. Мы забывали, что нас разделяют границы, что у нас новые различные социально-экономические условия жизни, мы забывали, что нам так мало платят… Единственно, что мы не забывали того, что наше творчество необходимо нашим ученикам. На Украине. В России. В Одессе и в Старом Осколе, где я ежегодно читаю лекции.
Николай ПАЛТЫШЕВ
Человек таков, каковы его влечения.
АВГУСТИН
Комментарии