Первый вице-губернатор Ивановской области посчитал, что замечательные 13 зданий, принадлежащих Ивановской международной школе-интернату, должны быть отданы Министерству обороны для создания суворовского училища. Министерство обороны, не чувствуя подвоха, согласилось. Министерство образования, напротив, эти планы не одобрило, поскольку школа-интернат не входит в систему наробраза, а принадлежит Российскому Красному Кресту. Обо всем этом писала “Учительская газета” в NN 19 (за 7 мая) и 21 (за 21 мая). Казалось бы, все ясно и понятно: на чужой каравай рот не разевай, сирот обижать грешно, и вообще как можно разрушать то, что построено не тобой? Но оказалось, что читать умеют не все. Так нам показалось, поскольку спор о том, чьей станет школьная недвижимость (а спор идет в основном о ней), продолжается. Точку в этом споре должно поставить правительство, а решающее слово сказать Министерство образования РФ. В этой ситуации министр образования РФ Владимир Филиппов решил созвать все заинтересованные стороны на совещание. Расчет был на то, что в споре родится-таки истина и заблуждающиеся из плена своих имущественных иллюзий выйдут. И настал день, когда все съехались на Люсиновку.
Генералы пришли
По коридорам Минобразования бродили генералы. Их внимание привлекли стены министерства: добротные, крепкие, отремонтированные. Может быть, генералам, с одобрением поглядывающим на стены, подспудно приходила мысль, как хорошо было бы и это здание присоединить к оборонному комплексу, а может быть, они на самом деле рассматривали картины, украшавшие стены Минобраза. В Минобороны, наверное, таких картин не вешают. Чувствую, генералы уже на меня обиделись: дескать, зачем нам чужая недвижимость? А между тем некоторые считают, что именно желание приобрести школьную недвижимость привело генералов в Минобразование. Хотя из разговоров с ними сразу стало ясно, что алчут ее не все. Генерал-лейтенант, скромно не назвавший своей фамилии, но сообщивший, что он из управления кадров, нашел мужество признать, что им в голову не приходило организовывать еще одно российское суворовское училище именно в Ивановской области. “Это администрация области нас своими предложениями втравила в это некрасивое дело”, – сокрушенно вздохнул генерал. Тут как раз подоспела и область. Точнее, тот человек, что сказал первое слово и послал свои предложения в Минобороны и в правительство. Первый вице-губернатор Ивановской области Михаил Бабич.
“Ах, это вы так все извратили в своей статье? – с ходу начал он. – И сколько вам заплатили? Как кто заплатил? Богатый Красный Крест! Если будете так писать, мы с вами встретимся в другом месте!” (В каком, не уточнил, а это очень интересно!) Обиделся Бабич на “Учительскую газету”: дескать, как посмела даже предположить, что собственность школы может уйти из образования. А чего обижаться? Мы ведь лично Бабича обидеть не хотели. Мы лишь желали понять, почему вице-губернатор, отвечающий за сферу недвижимости, стал застрельщиком идеи по реорганизации Ивановской международной школы-интерната.
Велите прессе выйти вон
На совещание к министру образования приехали представители многих ведомств. Были представлены и Администрация президента, и аппарат Правительства РФ, и Госдума, и Министерство обороны, и Красный Крест, и администрация Ивановской области. Представительное такое совещание получилось. Владимир Михайлович сразу сказал, что хочет обсудить проблему всесторонне, учесть все доводы. И тут слово взял Бабич: дескать, тут присутствуют представители СМИ, а совещание рабочее, предстоит договариваться, журналисты ведь потом напишут то, что захотят. Посему журналисты, следовало из слова вице-губернатора, должны выйти вон. Парадоксально, но тут разговор пошел не о том, что министр образования волен на свое совещание приглашать того, кого считает нужным, не о том, что нельзя нарушать Закон о печати, а о том, как визировать будущий материал. Бабич потрясал ксерокопией статьи в “Учительской газете”, по его логике и тот материал нужно было визировать, “правильно расставляя акценты”. Весь вопрос в том, кто бы мог это сделать, если под материалом стояла подпись его автора? Но не будем углубляться в Закон о средствах массовой информации, хотя его все-таки нарушили, предложив журналисту покинуть кабинет министра. Министр был вынужден согласиться с этим, по-видимому, боялся, что совещание сорвется и тогда решить проблему Ивановской школы будет сложней. Печально, что соинициатором удаления журналиста был и заместитель министра обороны генерал Пузанов. Но это обстоятельство позволило принять правильное решение: раз на войне как на войне, то “Учительская газета” перешла в состояние глубокой разведки. “Мудрые чиновники” так и не поняли, что журналист может отсутствовать, но его диктофон присутствует всегда. На этот раз как раз на столе рабочего совещания.
О чем шла речь?
Спрашивается, почему на совещании, где речь шла о решении важнейшего государственного вопроса (ведь дело не только в недвижимости, но и в соблюдении российского законодательства, и в судьбах детей-сирот, и в сохранении традиций отечественного образования, и во многом другом), так боялись гласности?
Итак, журналист оказался за дверями, а совещание продолжило свою работу. Министр образования сразу посетовал: все равно газета все узнает. А дальше началось то, о чем мы, конечно, все узнали. Господин Бабич сообщил о том, как чуть не сразу после прихода новой администрации области был поднят вопрос об Ивановской школе-интернате, как было принято предложение о создании на ее базе суворовского училища, как был выбран надежный партнер – Минобороны РФ. По словам вице-губернатора, Минобороны нашло возможность финансировать все без увеличения сметы своих расходов, изыскивая какие-то внутренние ресурсы. К делу привлекли Министерство имущественных отношений, которое проверило целесообразность использования помещений школы-интерната. Причем проверяло, судя по всему, данные, изложенные в справках заинтересованных лиц – администрации Ивановской области и Минобороны. Но установило Мингосимущество общеизвестные факты: помещения нуждаются в капитальном ремонте, нужно найти деньги на ремонт, а у области таких денег нет. Подтекст – таким добрым помощником действительно может стать Минобороны. Но это предложение, как известно, поддержки у Минобразования не нашло. Поэтому на этот раз господин Бабич видоизменил свое предложение: дескать, суворовское училище создается, но и школа-интернат может не прекращать своего существования, дети-сироты спокойно будут обучаться и воспитываться там, где и сейчас. Курсантов и воспитанников суворовского училища определят-де на те площади, которые находятся сегодня в самом тяжелом материальном состоянии. При этом администрация Ивановской области возьмет на себя заботу о том, чтобы помещения были приведены в порядок и обучающиеся могли там нормально обучаться и проживать, а Минобороны согласно до 30 процентов набора отдать Российскому Красному Кресту. (Интересно, правда, приходят в чужой дом люди со стороны и разрешают хозяевам использовать часть дома так, как те хотят!). Красному же Кресту отводится роль контролера и идеолога учебного и воспитательного процесса.
Красный Крест ни при чем?
Госимущество приняло свое решение, администрация Ивановской области и Минобороны подписали договор, договорившись о содержании будущего суворовского училища. Самое парадоксальное, что решение, по информации Бабича, согласовали Минздрав и Минфин. Ну Минфин мог это сделать, а вот Минздрав-то как мог на это пойти, ему что, не известно о том, что Ивановская школа принадлежит Красному Кресту?
Председатель Российского Красного Креста Т. Николаенко стала задавать вопросы представителям Минобороны: так ли все, как говорит господин Бабич? Ей отвечал заместитель министра генерал Пузанов: дескать, какие к нам могут быть вопросы, мы рассматривали предложение Ивановской области, изучали его с точки зрения возможной реализации, мы можем построить на территории школы-интерната новое здание и гарантировать выпускникам суворовского училища продолжение военного, а если захотят, и гражданское образование. Никакой интернат, никакой детский дом такой возможности, по мнению генерала, никогда не даст! Генерал признался: создание училища для министерства – вещь накладная, но ничего захватнического в его действиях нет, есть только забота о детях-сиротах, сыновьях погибших офицеров.
Тут в разговор вступил министр Филиппов, напомнивший, что 28 августа 2001 года состоялась трехчасовая встреча работников образования с президентом Путиным (есть протокольная запись) и там ректор МГУ В. Садовничий, ректор ВШЭ Я. Кузьминов и другие внесли предложения о создании интерната для одаренных детей-сирот СНГ. 29 августа было заседание Госсовета по вопросам образования и В. Путин дал поручение создать такие интернаты. Одним из них было решено сделать Ивановский. Генерал Пузанов тут же сказал, что Минобороны ничего ломать не будет и не станет переступать через кого-то. Словом, сделал маневр, на время отступал.
Депутат Госдумы РФ В. Войтенко обратил внимание на то, что, пока не решен имущественный вопрос, принимать решения рано. Его удивило, почему суворовское училище (никто не против суворовских училищ вообще) нужно создавать именно на базе школы-интерната. Есть и политическая сторона происходящего: ведь после того, как училище будет создано, непременно возникнет устойчивое мнение в обществе, что силовое ведомство отобрало у Красного Креста школу, которая более 60 лет находилась в его ведении.
Сначала верните долги
Зампред РОКК Б. Ионов тут же проинформировал собравшихся о том, что Ивановская область, которая нынче высказывает желание финансировать вместе с Минобороны суворовское училище, задолжала школе за обучение ивановских одаренных детей порядка 950 тысяч рублей, а с 1996 года не платит ни копейки за обучение городских детей, приходящих в школу и обучающихся там с 6-го по 11-й класс. Кроме того, на протяжении всех десяти лет после распада СССР область неоднократно предпринимала шаги для получения ее имущественного комплекса – комплекса зданий, строительство которых было закончено в 1991 году.
Администрация только информировала Красный Крест о своих планах, никогда их не обсуждая. Между тем Ивановская школа – уникальное учебное заведение, и когда Красный Крест обсуждает ее судьбу, то находит полное взаимопонимание со специалистами, в частности Министерства образования РФ. Создание школы когда-то было чисто политическим решением, уничтожение школы может стать новым политическим решением, хотя вопросы хозяйствования здесь вторичны (хотя очень существенны). Возникает вопрос: а нужна ли России школа, основанная 70 лет назад? Бабич и Мингосимущество, подчеркнул Ионов, считают, что такая школа стране не нужна. Но Мингосимущество не уполномочено, по мнению Красного Креста, решать такие вопросы. Кстати, в акте проверки, проведенной этим министерством, не говорится о какой-то разрухе, там отмечено, что здания находятся в удовлетворительном состоянии. Другое дело, что они нуждаются в ремонте, иное дело, что нужно утверждать концепцию деятельности школы в будущем.
Ломать – не строить
Представитель аппарата правительства четко поставила несколько вопросов, нуждающихся каждый в особом рассмотрении: нужно ли новое суворовское училище, нужно ли суворовское училище именно в Ивановской области, нужно ли думать об обучении только одаренных мальчиков, ведь одаренными бывают и девочки, наконец, как сделать так, чтобы в школе учились сироты из СНГ? Представитель правительства выразила недоумение по поводу того, что собираются ломать, крушить и рвать на части школу, которая накопила традиции, которая должна получить новый импульс для развития. В правительство поступает множество писем от бывших воспитанников школы, и ситуация становится просто некрасивой. Трудно не согласиться с такой оценкой ситуации: ведь происходящее в России со школой, принадлежащей Российскому Красному Кресту, привлекает внимание организаций во всех странах. Не исключено, что скандал может докатиться и до ООН, и до ЮНЕСКО, и до Страсбургского суда, ибо в происходящем все могут усмотреть нарушение прав человека и гуманной общественной организации.
В этом году исполняется 150 лет Международному Красному Кресту, и, кстати, первым, кого принял Путин, став президентом, был президент именно этой организации. Навряд ли Владимир Владимирович проигнорирует обращение другого президента, если таковое появится. А что оно может быть, сомневаться не приходится. Поэтому справедливое решение нужно принимать в рамках России, не вынося наши споры на обозрение всего мира.
Решение высокого собрания
Вице-губернатор М. Бабич заявил, что материальная база сегодня позволяет существование на территории школы-интерната двух учебных заведений. Дескать, пока Красный Крест думает о будущих планах, Минобороны готово все делать начиная уже с 1 сентября. Совещающиеся решили создать рабочую группу, в которую войдут представители всех заинтересованных сторон, она и проработает все возможные варианты развития школы, в том числе и в совмещенном варианте “интернат – суворовское училище”. Что получится из этого, сказать трудно. Возможно, повторится известное крыловское о лебеде, раке и щуке. Но вполне вероятно, что возобладает здравый смысл и рабочая группа предложит решение, устраивающее всех, помогающее делу.
Виктория МОЛОДЦОВА
Комментарии