search
main
0

И вновь по-нашему: задержки и нестыковки

С этого учебного года в стране начался федеральный эксперимент по усовершенствованию структуры и содержания общего образования. Но это не значит, что те школы, которые выбрали модель 12-летки, переходят на 12-летнее обучение.
Например, в Москве эксперимент проходит несколько ступеней. В него вошли первые и десятые классы 84 московских школ. На будущий год намечено ввести в эксперимент 2-е, 5-е и 7-е классы. Московские школы в течение 7 лет будут работать в режиме эксперимента, не переходя на 12-летний срок обучения.
– Когда дети дорастут до определенной “ступени”, просто изменится нумерация классов, – объясняет главный специалист Управления дошкольного и общего среднего образования Московского комитета образования Наталья Ваганова. – 10-й класс станет 11-м, а 11-й – 12-м. Три варианта учебного плана отличаются количеством отведенных часов на различные предметы. Они не задают жесткого набора курсов, особенно профильных для старшеклассников. Школа сама может формировать содержание учебного плана.
В 128-й московской школе работают по экспериментальному варианту “11 А”. Директор Марина Алексеева считает, что переход на 12-летнее образование отодвинет время выхода школьников в самостоятельную жизнь.
– Двенадцатилеткой мы загоним школьников в полудетский тупик, – считает Марина Алексеева. – Для школы возрастной контраст от 6 до 18 лет выльется в материально-технические сложности. Представьте: в одном здании будут бок о бок малыши и взрослые дяди и тети. Двенадцатилетка может быть оправдана только в том случае, если начальную школу отделить от средней и старшей.
В 128-й школе для экспериментальных классов – первого и десятого – изменен учебный план. Пришлось сократить часы преподавания по биологии, литературе. Были добавлены часы только по профильным предметам. В 10-м экспериментальном классе введен спецкурс по экономической географии, два часа экономики, добавлен час на математику. В первом классе ввели предмет “Окружающий мир”.
Ко второй учебной четверти “утрясли” организационные проблемы. Но не разрешен вопрос: как усовершенствовать систему спецкурса?
– Эксперимент невольно завязывается с будущим единым государственным экзаменом, – говорит Марина Алексеева. – В Министерстве рассчитывают на положительный результат ранней профилизации. Но это иллюзии. Сегодня школа не готовит детей для поступления в вуз. Без репетиторства здесь не обойтись. Но это не вина школы. Это проблема вуза. В последние семь лет вузы очень оторвались от школы в смысле согласования требований к абитуриентам. И начать реформу образования нужно было с вуза, а не со школы.
Чего ждут от эксперимента в 128-й школе? Учителя надеются на повышение уровня мотивации к обучению.
– К сожалению, к началу учебного года эксперимент не был обеспечен технологически, – считает завуч 112-й московской школы Людмила Медведева. – Не было утвержденных программ. Они появились только в конце сентября, а по истории ее нет до сих пор. Хотя нам клятвенно обещали, что мы будем работать по специальным учебникам для эксперимента. Учебники привезли в начале ноября, но не по всем предметам…
Первая четверть закончена, а учителя в недоумении: как быть и что писать в журнал? Если проводить эксперимент, начиная с первого класса, то это понятно. Его можно последовательно продолжать. С десятым классом труднее. Например, по рекомендованным МИПКРО программам предлагается изучать роман “Евгений Онегин” и в 10-м классе. Здесь явная нестыковка – ведь его уже изучили в 9-м!
– Я как биолог вдруг узнаю, – продолжает Людмила Алексеевна, – что вместо 104 часов преподавания биологии в старших классах мне отведено всего 34 часа и только в 10-м. В 11-м биологии уже нет. Потом читаем в Базисном учебном плане, что предмет можно изучать либо за 34 часа, либо за 68.
– Старшие классы по эксперименту становятся профильными, – говорит директор школы Наталья Кузнецова. – Как я понимаю, это делается для введения по всей стране ЕГЭ. Другая задача – унификация программ. Это очень хорошо. Но совершенно непонятно, что делать со средней школой! Ее хотят разгрузить и увеличить срок учебы на год. Это может привести к серьезным последствиям. Человек будет заканчивать школу в 18 лет. А законодательная база к этому не подведена. Возникает масса вопросов…
– Мы думаем, – продолжает Наталья Кузнецова, – что начинать эксперимент надо с подготовки учителей, а не собирать в сентябре и говорить, что вы будете преподавать по двум уровням – А и В. Учитель должен к этому готовиться заранее.
Мы тоже так думаем…

Семен ГРИГОРЬЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте