В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе.
Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и на дисциплины естественно-научного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Профильное обучение рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности построения обучающимся индивидуальной образовательной траектории, обеспечивается более высокий уровень его подготовки для продолжения обучения в избранном направлении.
Выбор специальности для обучения в высшей школе происходит для большей части выпускников на основании социальных стереотипов. Готовность выпускника к поступлению на ту или иную специальность зачастую не означает его готовности к обучению данной специальности.
Говоря о содержании образования в старшей школе, следует иметь в виду, что речь идет об индивидуализированном профиле учащегося. Для того чтобы учащийся мог сформировать профиль своего обучения, школа должна предоставить ему возможность выбора любых профильных и элективных курсов, ориентироваться в которых ученик сможет исходя из планов, касающихся его деятельности в будущем.
Профильные классы могут быть двух видов: предметно ориентированными и профессионально ориентированными. Предметно ориентированные классы предполагают углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и дают возможность поступления в широкий спектр вузов, где предусмотрены вступительные испытания по предметам, изучавшимся углубленно. Примерами предметно ориентированных классов являются гуманитарный, естественно-научный, физико-математический и другие. Профессионально ориентированные классы предполагают изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу. Эти профильные классы дают возможность учащимся подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией и даже получить начальные профессиональные знания и навыки и попробовать себя в профессии. Примером профессионально ориентированных классов являются психолого-педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, экономические, юридические и другие. В зависимости от реализуемых профилей обучения общеобразовательные учреждения могут быть однопрофильными или многопрофильными.
Введение профильного обучения всегда связано с привлечением принципиально новых ресурсов и образовательных технологий в школьную образовательную систему. Одной из наиболее сложных проблем, возникающих в связи с введением профильного обучения, является кадровое обеспечение, которое включает организационные, информационные, научно-методические, материально-технические, финансово-экономические, социально-бытовые и другие аспекты.
Качественная школа, качественный учитель (технологически грамотный и педагогически культурный) помогают становлению качественного государства. Для реализации профильного обучения в школе необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог профильной школы должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог профильного обучения – это организатор учебной поисковой работы, наставник, консультант.
Введение профильного обучения не только оказывает влияние на изменение школьного образования на старшей ступени, но и неизбежно влечет изменения на всех предшествующих ей ступенях. Из этого возникает потребность в разработке и формировании на базе средней общеобразовательной школы педагогической системы непрерывного профильного образования. Подобная модель при развитии основных элементов педагогической системы средней общеобразовательной школы предполагает некоторое изменение степени участия субъектов образовательного процесса в конструировании основного содержания других элементов системы.
Таким образом, на данный момент задача педагогического сообщества состоит в том, чтобы, с одной стороны, отобрать эффективные модели организации профильного обучения, с другой – обосновать и вписать в процесс профилизации то, что является золотым фондом отечественного образования.
Дмитрий ШИПИЛОВ, учитель химии школы №1499, кандидат химических наук
Комментарии