Светлана САДКОВА, учитель математики школы №782, на окружном конкурсе в ВАО поразила жюри своим необычным хобби, связанным с ее профессией, – танцем:
– Мое главное увлечение – танцы, ими я занимаюсь уже 10 лет. Искусство танца нашло отражение в моей профессии. Занятия танцами влияют на меня как на учителя в целом.Учебный процесс зависит от учителя, и в этой связи важно не только безукоризненное знание предмета, но и личностные качества учителя, непосредственно оказывающие влияние на успешность обучения. Развить многие из таких качеств, как эмоциональность, умение импровизировать, трудолюбие, чувство ритма (чувство времени), развитая фантазия, стремление к красоте и эстетике, лично мне помогают занятия танцами.А чем мое увлечение может быть полезно для моих учеников?Оказывается, в математике есть место и танцу, что для меня, конечно, представляет профессиональный интерес. Возникла идея развить этот интерес и перенести его на свою педагогическую деятельность, получив подкрепление в живом отклике со стороны учеников и проявлении их инициативы. В качестве ведущей деятельности учеников в этой сфере была выбрана проектная деятельность.Цель моего проекта – выявить математическую составляющую в танце. В соответствии с поставленной целью я запланировала вместе с учениками несколько проектов. Варианты тем были такими.Составление различных задач на танцевальную тематикуЯ начала с того, что задачи составляла сама, использовала их на различных этапах уроков. Но не всегда можно придумать подобные задачи, не к каждой теме. Поэтому я и решила перенести эту деятельность в проект.Изучение танца пчелыМедоносные пчелы расшифровывают сообщения своих собратьев с помощью математики. Сигнализация пчел о «взятке» (собран нектар) носит название «танца пчел». Танцами пчелы сообщают не только о расстоянии до источника корма, но и в каком направлении нужно лететь к цветущим растениям.Изучение танца планетПланеты в небе двигаются в изящных орбитальных моделях, танцуя под музыку космоса. В этих движениях существует больше математической и геометрической гармонии, чем мы думаем. Если взять орбиты любых двух планет и провести линию между двумя положениями планеты за каждые несколько дней, то, поскольку планета, двигающаяся по внутренней орбите, двигается более быстро, чем двигающаяся по внешней орбите, образуются интересные модели. Каждая планетарная пара имеет свой собственный ритм танца.Геометрические движения в танцеДвижения – это изменение плоскости, при котором сохраняются размеры и форма объектов. Примерами движений служат симметрия и параллельный перенос. Такие геометрические движения можно найти во многих танцевальных постановках, особенно если танец построен на синхронном выполнении движений.Такие проекты показывают связь математики не только с танцем, но и со многими процессами, протекающими в живой природе, что дает возможность установления прочных межпредметных связей с биологией, астрономией, историей, МХК.Результатом такого проекта служит работа учеников, выполненная в любой выбранной ими форме: реферат, презентация, сочинение, веб-сайт, публикация, игра. Математик, так же как художник или поэт, создает узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что составлены из идей…Узоры математика, так же как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны, идеи, так же как слова или цвета, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места некрасивой математике, ровно как и не найдется места некрасивому танцу. Если есть такая возможность, то математикам нужно больше рисовать, больше танцевать, больше музицировать – для них в этом случае будут раскрываться новые невидимые эстетические горизонты математического творчества.
Комментарии