search
main
0

И в шутку, и всерьез Урок выразительного чтения в 1-м классе

Это занятие проходит в форме обобщающего урока-концерта, который проводится учителем по материалам учебника “Родная речь” (1-й класс, составители М.В. Голованова, В. Г. Горецкий) и по произведениям Б. В. Заходера, И.П. Токмаковой, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского.
1. Тема и цели урока.
Сегодня будем читать необычную книгу. Называется она “И в шутку, и всерьез”. Как вы думаете, о чем она нам расскажет? Правильно, мы вспомним произведения Б.В. Заходера, И.П. Токмаковой, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского, будем учиться красиво и правильно читать, рассказывать. Попробуем в конце урока сказать, почему все они объединены темой “И в шутку, и всерьез”.
2. Работа по первой странице нашей книги “И в шутку, и всерьез”.
На первой странице написано: “Борис Владимирович Заходер”. Что вы знаете про этого человека?
2.1. Чтение наизусть стихотворения “Товарищам детям”
2.2. Отгадайте, из какого произведения поговорка “Я – последняя буква в азбуке”? (“Буква Я”. Б.В. Заходер).
2.3. Инсценировка стихотворения “Буква Я”.
Что хотел донести автор до нас своим произведением? Какие строки из стихотворения стали крылатыми? (“Где никто не ссорится, там и дело спорится”). Что значит “дело спорится”? (Удается, протекает успешно). В семье, в классе, на работе, на улице, где никто не ссорится, там все дела удаются.
2.4. Конкурс рисунков учеников по произведениям Б.В. Заходера.
Ребята, из какого произведения пришли к нам наши любимые герои? (“Винни-Пух и его друзья” Алан Милн, знаменитый английский писатель. А его книгу перевел Б.В. Заходер).
Какие произведения Б. В. Заходера вы знаете? Посмотрите на рисунки в учебнике “Родная речь”. Они вам помогут. (“Кит и Кот”, “Мохнатая азбука”).
Какие стихи Б.В. Заходера? (Веселые, добрые).
2.5 Работа с выставкой книг.
3. Работа по второй странице книги “И в шутку, и всерьез”. Она называется “Ирина Петровна Токмакова”.
3.1. Какое интересное слово придумал герой стихотворения И.П. Токмаковой? (Плим).
Прочитаем это стихотворение (дети наизусть читают стихотворение “Плим”).
3.2. Поэтическая минутка.
Можешь ли ты сочинить смешное стихотворение про слова? Например, о сбежавших буквах в словах: крот-кот, смех-мех. (Жил на свете рыжий кот. Он хотел пожить как крот. Лишь испортил рыжий мех, Превратилось это в смех). (Сладко в норке крот дремал. Кот на солнышке лежал. Греет Ваську теплый мех. Раздается мышкин смех).
3.3. Какие произведения И.П. Токмаковой вы читали? (“Счастливо, Ивушкин”, “Аля, Кляксич и буква А”, “Может, нуль не виноват”).
3.4. Что вы можете рассказать о И.П. Токмаковой?
Рассказывает ученик: И.П. Токмакова пишет стихи, песенки, повести, сказки, пьесы. Пишет не просто, чтобы развлечь. Она хочет научить серьезно думать о жизни, уважать красивые поступки. И.П. Токмакова много переводит, помогает писателям республик и стран прийти со своими книжками к детям, читающим по-русски.
3.5. Исполнение шотландской песни “Пегги” или “Спляшем” в переводе И.П. Токмаковой, музыка В.Борковского.
4. Работа по третьей странице книги “И в шутку, и всерьез”.
Отгадайте, о творчестве какого писателя расскажет следующая страничка?
4.1. Из какого произведения строчки: “Я остановился на лестнице и внятно сказал: Никакие не “сыски”. Никакие не “хыхки”, а коротко и ясно: “фыфкы”. (“Заколдованная буква”. В.Ю. Драгунский).
4.2. На странице нет рисунков, но есть названия произведений, которые мы читали, а еще и встретилось незнакомое название.
Работа по произведению “Главные реки” В.Ю.Драгунского.
1) Чтение произведения “цепочкой” (учитель и ученики).
2) Работа по содержанию: Какие места в рассказе вам показались особенно смешными? А есть ли грустные моменты в произведении? А вы знаете главные реки в Америке?
3) Словарная работа: Миссисипи – Северная Америка, Миссури (приток) – Северная Америка, Амазонка (500 имеет притоков) – Южная Америка.
4) Каким изобразил автор мальчика?
5) Что хотел донести автор до нас этим произведением? Прочитайте главные слова в этом произведении. Домашнее задание: проиллюстрируйте произведения В.Ю. Драгунского.
5. Работа по четвертой странице нашей книги “И в шутку, и всерьез”. Она называется “Эдуард Николаевич Успенский”.
5.1. В класс входит Чебурашка с песней “Я был когда-то странной…”
Ты кто? (Я Чебурашка). Что вы знаете об этом зверьке? Рассказывает ученик: В густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Однажды он в ящике с апельсинами прибыл в большой город и оказался в магазине. Когда продавцы вытащили Чебурашку из ящика и посадили на стол, он чебурахнулся на пол. Так дали ему имя Чебурашка. Об этом рассказывается в книге Э.Н. Успенского в сказке-повести “Крокодил Гена и его друзья”.
5.2. Дети рассматривают рисунки друг друга (они дома проиллюстрировали произведение Э.Н. Успенского “Чебурашка”).
5.3. Какова главная идея сказки-повести?
5.4. Вспомните стихотворение “Рыболов”. Что в нем шутливое, а что серьезное?
6. Итог урока.
Почему произведения, о которых мы говорили, объединены темой “И в шутку, и всерьез”?
Читая их, мы отдыхаем, веселимся, радуемся, но в то же время серьезно задумываемся о жизни. Шутка – это то, что говорят или делают ради развлечения, веселья. Если говорят серьезно, значит вдумчиво, строго, озабоченно.

Галина УЛЬЯНОВА, учитель начальных классов
Глазов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте