search
main
0

И в глубинке можно жить интересно Из выступлений на конференции “Общественно активные школы”

Очень важно при заимствовании опыта, накопленного в соседних странах, в частности, Восточной Европе, не растерять положительный опыт дореволюционного и советского периода. Несмотря на противоречивость развития отечественной школы, в ней присутствовали, в той или иной мере, идеи, положенные в основу общественно активной школы и общественно ориентированного образования. Поэтому для выхода на более высокий уровень развития необходимо как можно точнее оценить уже имеющееся – достигнутое. С этой точки зрения нами предпринята попытка описать опыт такой работы в Улу-Юльской средней школе Первомайского района Томской области.
Она расположена в лесном поселке редко населенной Томской области. До районного центра – 100 км, а до областного г.Томска – 250 км. Основное занятие населения до 1990 года – лесозаготовки. Поселок возник с освоением лесных массивов в 1965 году, а школа открыта в 1975 году. Новая школа была укомплектована в основном молодыми учителями. Они и несли свойственную молодежи активность, стремление к демократизации. Поэтому поощрялись формы детского самоуправления. Детям предоставлялась возможность самим организовать свою внеучебную деятельность “по интересам”, приглашать к сотрудничеству интересных для них жителей села. Возникли и стали успешно работать спортивные секции волейбола, баскетбола, настольного тенниса, гимнастики, бокса. Развивалась художественная самодеятельность, техническое творчество. Сложились традиции творческих отчетов каждой группы внутри школы, а всего коллектива перед жителями поселка. Теперь они проходят в наиболее знаменательные для местного населения праздники: День знаний, День старшего поколения, День учителя, День работника леса и т.д.
Отрадно, что и в глубинке удалось создать лучший в области детский Театр костюма. Только в 2000 году он со своими спектаклями приглашался на выступления в районный и областной центры шесть раз. Школа открыта с 8 часов утра и до 10 часов вечера. И если в первой половине дня и частично во второй наблюдается руководящая роль учителей, то в вечернее время руководят сами дети. Дежурный учитель назначается в основном для возможной консультации ребят. Такая форма воспитывает у подростков не только активность, но и ответственность.
Следующая идея, которую мы стремились осуществить, созвучна идее общественно-ориентированного образования. Мы стремились удовлетворить образовательные потребности школьников и всего населения поселка. Начали с выявления запросов жителей, воспитательно-педагогического потенциала среди них, который можно использовать. Была создана картотека жителей, умеющих организовать праздники, встречи поколений, учить рукоделию, кулинарии, ремеслу и др.
Опыт, накопленный за 1975-1982 годы, показал, что существующего взаимодействия педагогического, ученического и родительского коллективов явно недостаточно для решения целого ряда проблем. В очередной раз (в виде инициативы “сверху”) предписывалось создать при образовательных учреждениях советы содействия. В Улу-Юльской школе такой совет сыграл значительную роль. Активная координирующая роль совета помогла создать в школе и на базовом предприятии действенную и передовую для того времени систему трудовой и профессиональной подготовки школьников, их ориентации на работу в лесной отрасли.
Система включала тесную взаимосвязь изучения основ наук с профильным и профессиональным обучением для труда в отрасли. На предприятии были созданы рабочие места для школьников. Все они прошли аттестацию Государственной службы охраны труда и позволяли охватить систематическим производительным трудом всех учащихся школы с 8-го по 11-й класс. Здесь появились первые в стране классы с профессиональным обучением. Опыт совместной работы школы и базового предприятия (в то время это был Аргат-Юльский леспромхоз) был представлен в 1986 году на ВДНХ в павильонах лесной промышленности и народного образования и получил высокую оценку Министерства лесной промышленности. С 1986 по 1992 год школа работала как экспериментальная площадка этих ведомств по совершенствованию профессиональной ориентации молодежи.
В 1993 году был разработан и принят первый вариант Устава школы, где главным органом управления объявлялся Попечительский совет, устанавливались механизмы его формирования и его функции. К настоящему времени Попечительским советом школы создан и успешно поддерживается Фонд развития образования. В него привлечены бюджетные средства, спонсорская помощь, средства, собираемые родителями, заработанные учащимися и полученные от предприятия за оказание образовательных услуг. Летом 2000 года Попечительский совет из Фонда развития на подготовку школы потратил 346,5 тыс.рублей (187 тыс. рублей – бюджет; 126,5 тыс. рублей – спонсорская помощь; 21 тыс.рублей – взносы родителей; 12 тыс. рублей заработаны учащимися). На эти средства осуществлен капитальный ремонт отопительной системы, открыт интернат при школе на 15 мест, приобретено 5 новых компьютеров для кабинета информатики, пополнена учебниками школьная библиотека, оказана материальная помощь детям из малообеспеченных семей.
В школе появилось добровольческое движение. Вначале оно развивалось как тимуровское. Сейчас стало действительно добровольным и направлено на оказание помощи воспитанникам районного детского дома и интерната для инвалидов и престарелых. Вот уже шестой год добровольцы-школьники оказывают посильную помощь детям-сиротам, инвалидам и престарелым. Инициаторами этого движения были заместитель директора по воспитательной работе Тамара Максимова и учительница трудового обучения Зоя Первова.
В последние десять лет (1990-2000 гг.) в поселке действует Центр непрерывного образования. Связующим звеном явилась идея непрерывности профессионального образования для профилирующей отрасли – лесного хозяйства. В связи с экономическим кризисом в Центр удалось без особого труда включить детский сад, школу, филиал районного Дома детского творчества, поселковые Дом культуры и библиотеку, учебно-консультационный пункт Томского лесотехникума. Центр пользуется поддержкой местной и районной администрации, дирекции ОАО “Улуюллеса”, является экспериментальной площадкой Томского педагогического университета. Коллективом педагогов этих образовательных учреждений разработаны программы, обеспечивающие непрерывность профессиональной подготовки молодежи от дошкольного возраста до перехода в высшее учебное заведение. В 2000 году Центр сделал первый выпуск специалистов лесотехникума. 8 из них направлены для продолжения обучения на лесотехническом факультете Томского строительного университета.
В последние три года Центр концентрирует свою работу на профессиональной переподготовке людей, оставшихся без работы в связи с большим сокращением лесозаготовок. Единственным средством выживания для безработных является бывшее когда-то традиционным в этих местах собирательство. Но навыки такой профессиональной деятельности сейчас во многом утеряны. На курсах при Центре желающие изучают основы побочного лесопользования (заготовка дикорастущих ягод, грибов, кедрового ореха, лекарственного сырья, охота, рыбная ловля, учатся изготовлению изделий из бересты, дерева и др.). Центр предоставляет возможность жителям поселка работать в его библиотеках, проводит консультации для лиц, занимающихся самообразованием.
В настоящее время он поставил задачу разработать стандарт функциональной грамотности для местного населения. Определен минимальный уровень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для занятий трудом в лесу.

В.КУРОВСКИЙ,
ректор Томского областного института повышения квалификации работников образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте