К началу праздника в самой элитарной (судя по стоимости обучения – около 1000$ в месяц) московской школе, арендующей этаж во Дворце творчества Таганского района, мы опоздали. А потому пропустили момент, когда заботливые родители, придерживая дверцы <>, <> или на худой конец 31-х <>, напутствовали своих чад перед входом в школу. Все уже собрались на представление в актовом зале, а на крыльце нас встретили малиновые пиджаки охраны.
Для слабонервных внесем поправку – так бывает не всегда. Это даже скорее исключение, чем правило. Обычно детей увозят-привозят… шесть микроавтобусов <>, каждый из которых имеет свой маршрут. А учебный день школьника начинается со стука в дверь – охранникам иногда приходится будить проспавших учеников и их родителей.
На этих-то <> после того, как в актовом зале отзвенел традиционный первый звонок и погасли огни родительских видеокамер, малыши в сопровождении пап и мам поехали праздновать новоселье в только что перестроенное из детского сада здание для начальной школы.
Еще одна новинка. Начиная с этого учебного года расписание уроков для каждого ученика будет составляться ИНДИВИДУАЛЬНО. Не спешите крутить пальцем у виска – в школе учатся всего 60 человек, а максимальная наполняемость классов – 8 учеников. Хочешь – тебе теннис 2 раза в неделю, хочешь – верховая езда через день; хочешь – английский язык с первого класса, хочешь – японский с пятого.
Зарплата учителя здесь в 3-4 раза выше средней по Москве. Зато и требования к преподавателям соответственные. В этом году педагогический коллектив школы обновился на 60%. Многим оказалось трудно приспособиться к условиям полупансиона, когда дети не просто отсиживают положенные 5-6 часов за партой, но проводят со своими педагогами весь день. И само учебное заведение приобрело новый статус. Дабы не перепутали с колледжем, имеющим такое же название, но сомнительную репутацию, теперь это не школа <>, а НОУ (негосударственное образовательное учреждение) <>.
Наталья БУНЯКИНА
Фото Дениса ГРИШКИНА
На снимке: новый учебный год, новые машины, новые русские
…и в обычной…
В обычной екатеринбургской средней школе (номер – не главное) все проще.
Родители за руку с детьми стекаются из соседних домов и дворов. Из съемочной аппаратуры можно наблюдать разве что сцену, как один мальчишка бегает перед другим, крутя около папки с бумагами какую-то ручку, тем самым изображая кинокамеру.
Нет, не подумайте плохого. В средней школе детям тоже сказали добрые слова, поздравили, первоклашкам даже подарили книги и воздушные шарики. А потом этим же первоклашкам, трепещущим и волнующимся перед первым знакомством со школой, не забыли напомнить, что <>, и поэтому они, мягко говоря, будут не совсем хорошими людьми, если будут портить школьное имущество.
Однако, как ни странно, праздник убедил меня, что количество денег в школе и родительское благосостояние не главное, а хорошее отношение к ребенку не воспитаешь ни кнутом, ни пряником.
Юлия ПРЫТКОВА
… и в чеченских…
Начало учебного года в ряде школ чечни перенесено с первого сентября на пятнадцатое.
Разрушенные во время боев школы Грозного и других городов республики оказались не готовы к приему учеников. Предполагается, что занятия начнутся с пятнадцатого сентября, а первого ограничились лишь <>, во время которого в ряде школ прошли торжественные собрания и выдавались учебники, после чего учителя и ученики продлят свои каникулы еще на две недели (напомним, что учебный год завершился в Чечне 1 августа).
Для Чечни напечатано более 350 тысяч экземпляров учебников, что практически полностью покрывает нужды по основным предметам. Правда, книгами образца 1995 года удастся обеспечить школы лишь на треть.
Кстати, недавно завершился первый этап кампании по сбору гуманитарной помощи школам Чечни, проводимой <>. Было собрано более пяти тысяч экземпляров художественной и научно-популярной литературы, которые в конце августа были доставлены в Грозный. Акция по сбору помощи продолжается.
Чечня – это не единственное место, где первого сентября классы оставались пустыми. Даже в Москве, где военные действия, к счастью, пока не идут (?), некоторые школы так и не смогли начать учебный год. Это произошло из-за того, что нерасторопные строители не успели закончить в срок ремонтные работы. Среди <> такое учебное заведение, как <>, более известное как <>, где учебный год начался лишь 4 сентября, да и то в помещениях детского садика и пионерского лагеря. Само здание этой известной на всю Россию школы предполагается открыть 11 сентября.
Григорий ТАРАСЕВИЧ
Информацию о сборе гуманитарной помощи для школ Чечни можно получить по телефонам:
(095) 924-29-27,
(095) 298-89-69
Но вот есть и еще один штрих, известный москвичам: в тихих московских улочках, переулках, вдали от центра (где можно показать товар, то бишь работу, лицом), тоже ремонтируют здания, дороги, красят фасады не хуже, чем на магистралях. На маленьких улочках, которых, кроме москвичей, никто не видит, имя не сделать. Но, видимо, благоустраивая их, мэр думает не о том, чтобы прославиться, а о том, чтобы стало людям жить лучше. А потому ремонтирует и строит. Не случайно на недавней встрече в мэрии одна из учительниц сказала: <>. Другие учителя спорить с коллегой не стали, но подумали: <>.
И по большому счету они были правы: самая значительная, самая интересная часть речи Лужкова, обращенной к гостям мэрии – московским педагогам, была не о том, как решаются хозяйственные и бытовые проблемы школ, а о том, каким должно быть качество образования. И сформулировал задачи московского образования мэр так, как будто не один десяток лет сам простоял у школьной парты. И это здорово, когда мэр и учитель говорят на одном языке, о настоящем и будущем думают одинаково, профессионально.
Но, разумеется, собрались вместе Лужков и педагоги накануне нового учебного года не просто, чтобы поговорить о проблемах народного образования. Повод был не менее серьезный. Дело в том, что в последние годы сложилась такая традиция: в августе Лужков вручает лучшим педагогам столицы премии правительства Москвы. В этом году лауреатами премии стали хорошо знакомая читателям <> учительница математики Надежда Адамская, учитель химии Олег Габриэлян, преподавательница французского языка Грета Чесновицкая, преподаватель литературы Александр Гутов, учителя физики Ирина Курчаткина и Игорь Галаванов, учительница начальных классов Людмила Козодой, преподаватель истории Ирина Сафонова, директор городского Дворца творчества Наталья Клятова, тренер спортивной школы Заур Макиев, руководитель детского театра-студии Павел Корочкин. Каждый получил по 3 миллиона рублей и диплом лауреата. Для каждого нашлось у мэра доброе слово.
О чем думал мэр, вручая награды, неизвестно.
Может быть, вспомнил далекий военный 43-й, когда он сам впервые переступил школьный порог. Может быть, еще раз подумал о том, что всему, чего достиг в жизни, обязан учителям, которые хоть и исключали его из школы за озорство, но все же в конце концов обучили и воспитали. А может быть, глядя на лучших педагогов Москвы, мэр понимал, что у него впереди будет трудный выбор: школ хороших в Москве много и выбрать школу для подрастающих дочек окажется делом непростым.
Москве везет на Юриев. Может быть, потому, что Юриям в Москве везет на учителей.
Виктория МОЛОДЦОВА
Комментарии