Одно из необходимых условий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении – создание развивающего пространства. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны изучить все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, конкретные показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Детям этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, это обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлена на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможностей играть и заниматься в отдельных подгруппах. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться в подгруппы по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие: пространство, время, предметное окружение.Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. Необходимо выделить следующие зоны для разных видов активности: 1-я – рабочая, 2-я – активная, 3-я – спокойная.Главная задача воспитания дошкольников – создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важна и среда, в которой проходит воспитательный процесс.Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.Создавая предметно-пространственную развивающую среду, необходимо помнить: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Развивающая предметная среда – основное средство формирования личности ребенка, источник его знаний и социального опыта. Как известно, игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, в жизни старших дошкольников большое место занимает режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того чтобы она получила свое развитие, малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Макет дети создают самостоятельно или в совместной деятельности с педагогом. При размещении составных частей макета ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную ранее, таким образом, развиваются логическое мышление, словарь и выразительность речи. При составлении макетов дети знакомятся с планом, с правилами размещения элементов макета в зависимости от заданной темы. Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Макет-карта дает детям возможность придумать воображаемую ситуацию, объединить участников совместной игры в общем сюжете. Такой макет является универсальным. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик». Примечательно, что обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателя из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала. Также интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, горы и т. д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что использование игровых макетов в предметно-развивающей среде дошкольного учреждения отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей познания. Например, макеты «Улица города», «Зоопарк», «Скотный двор» предполагают интеграцию таких областей, как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Таким образом, вне зависимости от своего типа и назначения макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и т. д. Использование макетов в качестве игровой познавательно-развивающей среды способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных в ФГОС.Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться в подгруппы по общим интересам. Группы нашего детского сада разделены на центры активности: «Грамота», «Строительство», «Искусство», «Наука», «Математика», «Песок и вода», «Двигательная активность», «Книгоиздательство», «Драматизация», «Музыка», в группах есть уголки природы, уголки ПДД.Центр «Наука». Обязательные предметы – материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки. Природные материалы для изучения, экспериментирования, составления коллекций.Центр «Грамота». Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка. Центр периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом, которые подбираются с учетом пройденного программного материала, индивидуальных возможностей детей, обеспечения зоны ближайшего развития. В группе есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы.Центр «Математика» помогает детям формировать представление о числе и количестве, развивает представление о величине, форме, учит ориентироваться во времени и пространстве. В нем есть «логические кубики», настольно-дидактические игры, палочки Кюизенера, числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений, альбомы с образцами логических упражнений и т. д.Центр «Двигательная активность». В этом центре находится оборудование для разных видов движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, на основные виды движений).Центр «Книгоиздательство». В нем есть различные заготовки книг, журналы, ножницы, клей, степлеры, кисточки, бумага, печатки, трафареты и т. д., то есть все, что нужно детям для самостоятельной работы.Центр «Строительство». Дети играют, используя элементы конструктора разной величины и формы, строят здания, узнают, что такое высота, вес, улучшают координацию глаз – рука, закрепляют навык уборки по окончании игры. Во время занятия конструктивной деятельностью дети используют строительный материал, конструкторы, бумагу, бросовый и природный материал.Центр «Песок и вода» оборудован разными предметами: формочками, лопатками, удочкой, ведерками; картотекой игр с песком и водой, методическими рекомендациями. Этот центр применяется для коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми, для релаксации и т. д. Центр «Драматизация». В нашей группе есть конусный театр, плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо и т. д. Драматическая игра – это спонтанная самодеятельная активность, в ходе которой ребенок проясняет и расширяет знания о мире и о себе.Уголок ПДД. Очень важно ознакомить малышей с правилами дорожного движения и правилами поведения на дороге. Поэтому в группе мы создали тематический уголок, в него входят макет «Перекресток», настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Водители на дороге». Уголок природы служит не только украшением группы, но и местом саморазвития детей. Здесь подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Здесь уместны детские поделки из природного материала.В каждом центре интегрируется несколько образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно- пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих сред: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок на первом этапе освоения данной среды, были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. При гибком и вариативном использовании пространства среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Литература:1. С.Григорьев. Игровая среда: как ее создают? К 75-летию игротеки в нашей стране. Дошкольное образование, №1(265), январь, 2010 г.2. И.Б.Барабанова и др. Развитие игровой деятельности средствами макетирования. М.: Справочник старшего воспитателя №7, июль, 2012 г.3. Л.Ю.Еловская. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей. М.: Справочник старшего воспитателя №5, май, 2013 г.4. Игры с макетом. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Сохновский детский сад» Назаровского района Красноярского края.5. Е.Белова. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, – 2009 г. – №8.6. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В.Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2006. Марина ДОЛГИХ, старший воспитатель детского сада «Солнышко», структурного подразделения средней школы №2 «Образовательный центр», села Борское Самарской области, фото автора
Комментарии