search
main
0

И творчества чудесная страна

​Музыка во все времена занимала особое место в жизни человека. В древности в музыкально-медицинских центрах лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллект, ускоряя рост клеток, отвечающих за умственное развитие человека. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Главное – музыка может воздействовать на эмоциональное состояние человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Каждый человек должен не только слушать музыку, но и уметь слышать ее!Детский возраст наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей ребенка. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в этот период создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) есть у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это будет залогом успеха в формировании его музыкальности.Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса и завыванию ветра, люди учились различать высоту звука и его длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – свойство, данное природой каждому человеку.Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. В начальной школе закладывается фундамент музыкальной культуры человека. Музыкальное образование младших школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения и навыки музыкальной деятельности, которая в будущем составит базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством. Музыка в начальной школе должна увлечь ребят, развить их интерес и любовь к ней, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведение, чувство сопереживания музыкальным образам, то есть развить эмоциональную сферу учащихся; музыкально-образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами; творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластическое интонирование; музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами, а также необходимость музыкального самообразования.Урок музыки должен быть ярким и запоминающимся. На каждом занятии ребята попадают в волшебную страну, в которой совершают чудесные открытия, узнают, что такое звук, как он рождается, проводят опыты, заставляя звучать простую железную пластину, керамическую чашку, шумовые и музыкальные инструменты, учатся слушать тишину, узнавать звуки окружающего их мира (для этого можно использовать материалы из звукового чемоданчика «Звук и тон» и прилагающуюся к нему аудиокассету). С помощью музыкальных игр-упражнений ученики тренируют слуховое внимание, развивают музыкальную память, ладовое чувство и чувство ритма, а также совершенствуют свои творческие способности. Упражнения должны быть даны ученикам в виде игр, так как игра позволяет ученикам почувствовать себя более свободно, а учитель, используя игры и упражнения, может добиться желаемых результатов.На уроке музыки дети знакомятся с новыми песнями. Учитель может заранее подготовить текст песен, чтобы не тратить на уроке драгоценное время на запись текстов в тетрадь, и в нужный момент ученики смогут одновременно начать работу над музыкальным материалом. Для работы на уроке с музыкальным материалом или для изучения нотной грамоты необходимо заранее подготовить карточки с творческими письменными заданиями, учитель может составить свою библиотеку, где будут собраны сказки, рассказы, стихи о музыке. В подборе материала должны принимать участие и ученики. Они могут как найти уже существующие истории о музыке и музыкальных инструментах, так и самостоятельно придумать их. Вместе с ребятами можно подготовить стенгазету, чтобы все желающие имели возможность приобщиться к миру искусства.На музыкальных занятиях ученики знакомятся с музыкальными сказками, которые можно не только слушать и петь, но и разыгрывать на классной сцене перед зрителями-одноклассниками. Такие классные спектакли развивают творческие способности детей, воображение, основные музыкальные способности, а также повышают уровень коммуникабельности.Музыку на уроке можно не только слушать, но и рисовать. Ученикам младших классов можно предложить нарисовать на уроке (во время прослушивания музыкального произведения) или дома рисунок к изученному музыкальному материалу, например, в первом классе, знакомясь со звучанием музыкальных инструментов в опере Н.А.Римского-Корсакова «Садко», ученики участвуют в конкурсе «Я рисую музыку», в третьем классе, знакомясь с фортепианной сюитой М.Мусоргского «Картинки с выставки», ребята пытаются создать художественные образы на бумаге, прослушав несколько музыкальных пьес. Учитель музыки может создать творческий проект совместно с учителем изобразительного искусства, работая с учениками над одним и тем же музыкальным материалом. Проанализировав с учителем музыки на музыкальном занятии произведение, прослушав его несколько раз, узнав историю его создания, ознакомившись с творчеством его создателя, обсудив впечатления, учитель рисования продолжает творческую работу, начатую учителем музыки, но уже на своих занятиях.В итоге ребята выражают свои музыкальные впечатления не только с помощью слов и музыкальных звуков, но и с помощью красок, например, в пятом классе, изучая тему «Музыкальная живопись и живописная музыка», ученики находят точки соприкосновения двух видов искусства – музыки и живописи, работая с произведением А.Вивальди «Времена года».Одной из форм работы на музыкальном занятии может быть самостоятельный творческий поиск ребятами любой информации о своих любимых современных исполнителях. Они должны подготовить доклад в устной или письменной форме и музыкальный материал (диск или аудиокассета с песнями исполнителя), фотографии или вырезки из журналов. После прослушивания всей информации ученики обсуждают услышанное, определяют, к какому стилю можно отнести предложенный музыкальный материал.Развитию музыкальных способностей у детей способствует совместное музицирование, в процессе которого раскрывается индивидуальность каждого ребенка. Для этого на уроке можно собирать небольшие музыкальные ансамбли, где дети играют на имеющихся в наличии простейших инструментах. Можно исполнять мелодию всем классом, а в роли дирижера выступит учитель или один из учеников.Вариантов подобного творческого музицирования может быть несколько:    импровизированно создавать музыкальные композиции, используя шумовые инструменты;    сопровождать речевой текст (стихотворение, потешка, частушка) одновременным исполнением «пульса» на музыкальных или шумовых инструментах;    сопровождать пение короткой песенки исполнением «пульса» на музыкальных или шумовых инструментах;    создавать самостоятельные музыкальные композиции, разделив участников ансамбля на партии. Руководитель работает с каждой партией отдельно, затем соединяет их. Можно выбрать солиста. Такой музыкальный ансамбль может играть под фонограмму любой песни.Девиз современного урока музыки: «Твори и фантазируй!». Каждый маленький человек должен знать, что он может стать настоящим волшебником, стоит только этого захотеть. На подобном уроке он может превратиться в певца, музыканта, артиста, поэта, танцора. Музыка должна наполнять его жизнь смыслом, и очень хотелось бы надеяться, что, уходя с урока музыки, ребенок оставляет ее частичку в своей душе!Ольга МАРЧЕНКО, учитель музыки школы №199

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте