search
main
0

И тут пришел оранжевый еж

Журнал как зеркало детской страны

В творческих поисках нам помогает наша основная образовательная программа, полностью соответствующая требованиям ФГОС ДО. Именно она акцентирует внимание на необходимости «построить процесс и всю систему образования на основе творческой самодеятельности субъекта (как педагога, так и ребенка)» в соответствии с субъектно-деятельностным принципом, автором которого был известный российский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн.

Одной из ведущих особенностей программы ДО нашего комплекса является подход сотрудников к своей деятельности как к проектной. В ходе реализации программы педагоги разрабатывают проекты своей деятельности с детьми, направленные на достижение поставленных ими задач образования и развития воспитанников. Для реализации этих задач они организуют образовательный процесс как систему образовательных ситуаций. Эта технология, которая носит интегративный характер, дает детям возможность воспринимать окружающий мир целостно, не нарушая его природу. Кроме того, способствует развитию у них любознательности, познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к разным областям действительности, разным видам детской деятельности.

Осваивать эту и многие другие образовательные технологии нам помогают общие семинары с воспитателями, которые проводят методисты дошкольного отделения нашего образовательного комплекса. Эти семинары проходят систематически (один раз в две недели для сотрудников каждой возрастной группы детей) в режиме онлайн во время детского дневного сна. В них участвуют воспитатели всех наших шести дошкольных корпусов. На них мы обсуждаем самые разные образовательные проблемы, говорим о том интересном, что происходит в группах, обмениваемся идеями, разбираемся в педагогических и психологических нюансах нашей профессии, оттачиваем коммуникативные способности, знакомимся с современными технологиями, обсуждаем возможности их использования в работе и, конечно, ближе узнаем друг друга, тем самым образуя профессиональную общность. Такие семинары помогают нам преодолеть пространственные барьеры, создать единое образовательное пространство для всех педагогов нашего большого образовательного комплекса, которое постоянно помогает их профессиональному развитию.

Самые интересные события, вопросы, направления работы с детьми мы продолжаем обсуждать в «Свободном разговоре» или «А у нас…», где мы все делимся новостями.

А еще все лучшее, интересное, инновационное, что происходит в дошкольных группах, и не только, находит место на страницах нашего любимого журнала «Оранжевый еж»! Он создан нами в 2021 году с целью информационной и содержательно-методической поддержки деятельности всех субъектов образования – детей, их родителей, сотрудников. «Оранжевый еж» издается в электронном виде на сайте https://проектошка.рф. Это эпицентр событий нашей детской страны. Он помогает сделать ее жизнь более разнообразной и интересной! Все лучшее, интересное, новое, что происходит не только в дошкольных отделениях школы №2009, но и в окружающем мире, находит место на страницах нашего журнала. В журнале много рубрик, и они не статичны – появляются новые, если того требуют ситуация, задача или интерес, возникший в каком-то дошкольном отделении.

В рубрике «Почитай-ка» публикуются подборки детской литературы и методические рекомендации к работе с ними, задания, с тем чтобы чтение не только расширяло кругозор наших дошколят, но и развивало их память, логику, воображение.

Рубрика «Картинная галерея Узнаек и Умеек» вовлекает малышей в мир живописи, скульптуры, архитектуры. Выставки художников бывают сезонными, тематическими, жанровыми. Дети знакомятся с такими направлениями живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет, анималистическая живопись, абстрактная. В этой рубрике, например, рядом с шедеврами великого итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо читатели журнала могут увидеть картины наших воспитанников, которые, вдохновленные его неординарными картинами, а также необычной формой овощей (коллекцию которых собрали родители детей, узнав об их интересе), придумали свой собственный жанр – овощные картины (морковный человек, человек из морковки, букет из цветной капусты, цыплята).

Есть в нашем журнале и такие рубрики, как «События нашей жизни», «Поиграй-ка», «Узнайкам и Умейкам», «Оранжевый еж предложил, а дальше было…», «Литературная гостиная», об этом мы уже писали в «Учительской газете-Москва» (№49 от 7 декабря 2021 г.).

В этом году мы хотим открыть новую журнальную рубрику – «Давайте знакомиться», в которой педагоги и родители наших воспитанников будут рассказывать о себе, о своей семье, увлечениях, хобби. Узнавая друг друга лучше, мы становимся ближе.

Читая страницы журнала, воспитатели выбирают, с какими рубриками они хотят ознакомить своих воспитанников, что именно им нужно извлечь из этих рубрик. Очень важно выбрать из материалов журнала такое содержание и так организовать работу с детьми, чтобы это соответствовало возрасту воспитанников, интересам, смыслам (учитывая их зону ближайшего развития), индивидуальным особенностям, особенностям детской группы в целом и помогало решать задачи образования и развития, расширяло картину мира.

В работу с журналом с удовольствием включаются и родители наших воспитанников. В нем они находят интересные темы для чтения вместе с детьми, для обсуждения с ними, игры, в которые можно вместе поиграть со своим ребенком, поделки, которые можно вместе сделать, вопросы, над которыми вместе подумать. А для воспитателей это еще и источник связи с родителями воспитанников, который помогает узнать их интересы и запросы. Так, мы выясняем, что их заинтересовало в очередном номере «Оранжевого ежа», что заинтересовало их ребенка, что они считают полезным для него, чем и как собираются с ним заняться в связи с этим, что они уже успели посмотреть, прочитать, сделать по материалам журнала, какие у них впечатления от этого, каковы результаты, нужна ли им помощь в этой деятельности, что они посоветовали бы другим родителям, воспитателям в связи с материалами журнала.

Все это помогает нам установить более тесное общение с родителями наших дошкольников, продвигаться в их приобщении к нашим образовательном ценностям, в участии в образовательном процессе.

Журнал «Оранжевый еж» и сайт «Проектошка» позволяют дошкольникам выйти за пределы стен детского сада, расширить и разнообразить свое образовательное пространство, используя современные информационные технологии, и наладить коммуникацию со школьниками. Так, дети подготовительных групп активно участвуют в важных и интересных событиях учеников начальной школы.

Особенно им нравится событие «Мастер на все руки». В этом году многие дети наших детских садов освоили технику граттажа (лучшие мастер-классы этого школьного события публикуются на сайте «Проектошка» – по соседству с журналом «Оранжевый еж»), а некоторые пошли дальше и занялись экспериментированием. Они не только овладели новой для них техникой изобразительного искусства, но и смогли выяснить, что главным ее компонентом является воск. А еще в процессе экспериментов дети поняли, как важен правильный подбор материалов, не каждая краска годится для этой техники.

Старшие дошкольники обожают задавать вопросы ученикам начальной школы, знакомясь с школьной жизнью. Вопросы, надо сказать, очень разные!

– А можно в школу носить игрушки?

– Дают ли в школе котлеты?

– А учительницы все добрые?

– Какие предметы в первом классе?

– А большие дети не обижают маленьких?

– Сколько времени длится урок? А перемена?

– Придется ли в школе есть суп?

– А днем тоже нужно спать?

– А играть в школе можно?

– А кружки в школе есть? А какие?

– А как туда одеваться? А физкультурная форма есть?

Это, конечно, не весь список вопросов, но самые частые из них.

Школьники всегда откликаются и отвечают, и присылают нам замечательные видеоответы. Иногда мы узнаем в видеороликах своих выпускников, а дети – своих недавних друзей. И незнакомый, таинственный мир школы становится более понятным и совсем не страшным, а дети, находясь в детском саду, уже становятся частью школьного сообщества.

Иногда «Оранжевый еж» превращается в реального персонажа и приходит к детям в гости, а иногда присылает им видеописьма и просит помочь ему решить какую-нибудь задачу, с которой он столкнулся. Например, в последнем номере наш оранжевый друг заблудился в Москве, об этом рассказывает рубрика «Мы – москвичи»! Он прислал детям подготовительной группы «Далматинцы» детского сада «Семи­цветик» видеообзор той улицы, на которой оказался старый цирк, и попросил их помочь ему доехать до станции метро «Улица Горчакова». Так начался детско-взрослый проект под названием «Спасем ежа», благодаря которому дети углубились в изучение архитектурных памятников и достопримечательностей нашего города. Чтобы определить, где заплутал еж, они разобрались со схемой московского метрополитена и даже заинтересовались историей нашего города.

Но больше всего оранжевый еж любит приходить на праздничные события, тем более что праздники в наших садах очень сильно изменились за последний год… Но это уже другая история!

Любовь КЛАРИНА, научный руководитель дошкольного отделения школы №2009;
Марина КИЗИЛ, Иннесса АШАШАЕВА, Ярославна ПЛАХОВА, Ирина СВЕТАШОВА, методисты дошкольного отделения школы №2009

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте