Динамика научно-технических и социальных процессов в обществе вносит существенные коррективы во все области человеческой деятельности. Решающее влияние она оказывает на обновление системы профессиональной подготовки кадров.
Впоследнее десятилетие в профессиональной подготовке глухих и слабослышащих произошли существенные изменения: расширился доступный спектр перспективных профессий (специальностей), повысились уровень и качество профессионального образования молодежи с нарушениями слуха. Это положение подтверждает анализ состояния профори-ентационной работы, возможностей и условий получения профессионального образования учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений вида, проведенный лабораторией «Содержание и методы обучения детей с проблемами слуха» ИКП РАО.
Известно, что нарушение в развитии слуха требует специальной организации образовательного процесса, специального структурирования образовательной среды. Образовательная среда учреждений системы СПО рассчитана на нормально развивающегося обучающегося и отвечает его потребностям. В отношении неслышащего студента возникает необходимость в изменении, дополнении основных компонентов образовательной среды. Простое помещение в учебное заведение общего типа таких обучающихся без учета специфических образовательных потребностей будет препятствием на пути к получению качественного образования.
В первую очередь необходимо решение организационных, финансовых, технических и кадровых проблем, что позволит сделать интегрированное обучение максимально эффективным. Для этого проанализировано состояние коррекционно-педагоги-ческой поддержки профессионального образования неслыша-щих подростков по материалам анкетирования инженерно-педагогических сотрудников образовательных учреждений системы среднего профессионального образования Москвы и опыта работы в течение пяти лет Центра профессионального образования ЛОВЗ (по слуху) ПК №39.
Как известно, в образовательных учреждениях СПО неслыша-щая молодежь преимущественно получает профессиональную подготовку и начальное профессиональное образование (профессию) как в интегрированных группах, так и в специальных. Сопровождение образовательного процесса обеспечивают в основном переводчики-дактилологи (сурдопереводчики), социальные педагоги, частично педагоги-психологи. Как следствие педагоги колледжей не обладают достаточными знаниями о причинах и характере дефекта, психолого-физиологических особенностях неслышащих студентов, не владеют специальными (коррекци-онными) технологиями. Установление контакта и общение затруднено. Основной формой обучения выступает традиционное занятие (100%) – лекции, фронтальные уроки, списывание материала с учебника. Современные технологии и технические средства обучения коллективного пользования используют в учебном процессе для неслыша-щих крайне редко (25,7%). Их наблюдений за организацией учебного процесса, из бесед с
педагогами и студентами установлено, что к перечисленным факторам добавляются:
• низкий уровень школьных знаний по основополагающим предметам (математика, физика, химия, черчение), которые считают и в профессиональном образовании прикладными;
• сложность начального периода адаптации;
• невозможность прямого использования в работе с глухими и слабослышащими форм организации учебной деятельности и методов обучении, превалирующими в системе профессионального образования.
Изучение имеющихся фактических данных по проблемам профессионального образования неслышащих показывает, что трудности с их обучением всегда преодолевали за счет увеличения продолжительности обучения. Современное состояние профессионального образования требует обратного – получение профессии (специальности) за минимальный срок обучения на основе существующих стандартов профессионального образования. При этом необходим поиск таких путей профессионального обучения глухих и слабослышащих, которые не окажут отрицательного влияния на качество профессиональной подготовки специалистов.
В условиях интеграционных процессов первостепенное значение приобретает определение особых образовательных потребностей в обучении контингента студентов с нарушением слуха и внесение изменений и дополнений в содержание и организацию учебно-образовательного процесса, выработка направлений коррекционной поддержки.
Первым шагом в этой работе может стать разработка и реализация программы сопровождения профессионального образования обучающихся с нарушениями слуха.
Реализуют эту программу спе-циалисты-дефектологи (сурдопедагоги), переводчики-дактилологи, педагог-психолог и социальный педагог совместно с преподавателями и мастерами производственного обучения. Главная задача программы – интеграция обучающихся с нарушениями слуха в образовательное пространство профессионального учреждения. Процесс интеграции связан с созданием определенных условий для успешного обучения студентов с нарушениями слуха и реализации их особых образовательных потребностей.
На процессе овладения профессией (специальностью) отрицательно сказывается отсутствие у преподавательского состава хотя бы минимума знаний в области сурдопедагогики и сур-допсихологии. Организация постоянно действующего обучающего семинара (курсов повышения квалификации) для ИПР, работающих в группах, где обучаются неслышащие учащиеся, -одно из условий реализации программы сопровождения.
Процесс усвоения учебного материала неслышащими имеет специфику, определяющуюся их психофизическими особенностями. Поэтому педагог-психолог, работающий в ОУ, должен проводить диагностику психологических особенностей обучающихся. Полученные данные позволяют выстраивать индивидуальную работу с неслышащими студентами. Кроме того, как известно, у всех подростков с проблемами в развитии присутствуют нарушения в формировании познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. Информацию они получают в меньшем количестве, нарушены процессы ее запоминания, сохранения, продуцирования (воспроизведения). Поэтому для того чтобы студенты могли легче овладевать материалом, получаемым на занятиях, педагог-психолог проводит специальные упражнения на развитие интеллектуальных способностей. Программа индивидуальных и групповых занятий определяется по результатам проведенной диагностики, посещения учебных занятий по теории и практике. Эта работа должна быть организована со студентами всех курсов. Отдельно осуществляется психологическая поддержка процесса адаптации первокурсников. Часто первокурсники испытывают трудности из-за смены круга общения и отличающейся от школы организации процесса обучения. Педагог-психолог проводит беседы с первокурсниками и обучающимися, выявляет трудности в общении со сверстниками и педагогами.
Обобщенные результаты психологического обследования представляют на семинаре мастеров и преподавателей и родительском собрании в группах. Таким образом, работа педагога-психолога направлена на создание условий для ситуации успеха в процессе обучения студентов с нарушениями слуха, учета их психофизических возможностей и оказание помощи педагогам колледжа.
Психофизические особенности развития неслы-шащих обучающихся влияют на эффективность их образной памяти, технического мышления; восприятие и запоминание учебного материала, особенно специальных профессиональных терминов, которыми они должны овладеть в процессе обучения и использовать их в профессиональной лексике. Такого рода трудности требуют дополнительного учебного времени, четкого отбора изучаемого материала и кропотливой работы педагогов совместно с сурдопереводчиками (если такие услуги предоставляются) над «систематизацией политехнических знаний, умением оперировать научными законами и фактами, переносить теоретические положения в трудовую и профессиональную деятельность»; проводить большую кропотливую работу над смысловым значением и правильностью применения специальной лексики. Этот процесс будет более полным, если он сопровождается индивидуальной и групповой работой сурдопедагога с не-слышащими студентами.
Чтобы строить занятия с учетом особенностей студентов, в начале учебного года нужно проводить обследование их речевого развития и слухового восприятия, на основе результатов обследования строить коррекционную работу. Деятельность сурдопедагога заключается в закреплении информации, полученной на занятиях общеобразовательных и специальных дисциплин, в устной и письменной речи. Для того чтобы материал лучше усваивался и вошел в активный словарь неслыша-щего, его необходимо использовать в разных конструкциях (словосочетания, предложения, тексты, диалоги) и в разных ситуациях.
Для проведения индивидуальных коррекцион-ных занятий сурдопедагог совместно с преподавателями специальных дисциплин или мастерами производственного обучения подбирает материал по специальности (профессии) обучающихся. На индивидуальных занятиях он предлагает материал слухо-зрительно (печатный текст, написанный на доске, чтение с губ) и на слух с последующим продуцированием в речи.
Особенности личности подростков с нарушением слуха, обусловленные глухотой, приводят к коммуникативным барьерам, они недостаточно дифференцируют личностные и деловые отношения. Поэтому составной частью сопровождения образовательного процесса должна стать совместная работа психолога и социального педагога.
В образовательном учреждении может быть разработана специальная программа, направленная на сохранение и развитие коммуникативных навыков, совершенствование устной речи. Цели программы – повышение общего и речевого развития неслышащих студентов, коррекция и дальнейшее развитие их коммуникативных навыков, овладение опытом социального поведения для наиболее полной реабилитации и интеграции в социуме, самостоятельной жизни и трудовой деятельности в условиях современного рынка труда.
На занятиях по формированию навыков коммуникации используются только устная и письменная формы речи, меньше РЖЯ (разговорный жестовый язык). Они должны иметь практическую направленность и проходить в форме деловых игр, тренингов, поскольку эти занятия должны максимально приблизить учащихся к реальным ситуациям общения со слышащими людьми.
В рамках учебных планов могут отводить часы для факультативных курсов «Введение в профессию (специальность)», «Выпускник в условиях рынка труда». В группах неслышащих студентов эти курсы могут вести психолог и социальный педагог.
Необходимое условие коррекционно-педагоги-ческого сопровождения профессионального образования неслышащей молодежи – «соблюдение концептуального положения о постоянном совершенствовании материально-технического обеспечения» учебно-производственного процесса в профессиональных учреждениях. Важное место в учебно-производственном процессе должно занимать оборудование индивидуального и коллективного назначения, использование компьютерных технологий, тренировочных устройств, электронных тренажеров создает благоприятные возможности для многопрофильного разноуровневого профессионального образования подростков с нарушенным слухом.
Комментарии