С ролью женщин и мужчин из взрослой жизни все девочки и мальчики уже тесно знакомятся в сюжетно-ролевых играх. И, конечно же, основной сюжет игры – это семья. Исследование – наблюдение за игрой девочек и мальчиков в семью, проведенное на базе нашего Ресурсного центра «Девочки и мальчики», выявило основную динамику развития коммуникативных игровых навыков девочек и мальчиков в онтогенезе (с возрастом). Чтобы ярче увидеть тенденцию этих изменений, мы проанализировали игры девочек и мальчиков младшего и старшего дошкольного возраста. Содержание игры в семью детей младшего дошкольного возраста – знакомые бытовые действия людей. Круг этих действий ограничивается знаниями детей об окружающем мире. Все, что увидели у себя в семье, девочки и мальчики пробуют воспроизвести в игре.
Е.БЕЛЯЕВА,педагог-психологдетского сада №557
В младшем дошкольном возрасте и девочки, и мальчики для игры активно используют крупные и средние игрушки, имитирующие реальные предметы – посуду, утюг, кроватку, машину, весы, куклы. Важно отметить, что куклы для детей 3-4 лет – это как бы они сами, которые вновь переживают полученный опыт. Правда, куклы не замещают партнера по игре. В партнерстве необходимы настоящие девочки и мальчики.
Также для игры детям нужны игрушки, которые имитируют бытовую обстановку, – игрушечная мебель, кухонный шкафчик, ширма-магазин и другие.
Как правило, в игре в семью активность девочек выше, их действия более разнообразные и интересные. Но и мальчики любят готовить еду, накрывать на стол, кормить кукол, читать им книжки, катать кукол в коляске. И если окружающие взрослые люди или дети не будут выражать по этому поводу негативных эмоций, не высказывать осуждения и насмешек, то мальчики с удовольствием продолжают выполнять бытовые действия с «девичьими игрушками» – так закладываются основы будущих пап.
В возрасте 3-4 лет сюжеты у детей еще очень просты и время игры непродолжительное.
В речевом плане у девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста практически не возникает диалога. В лучшем случае это могут быть отдельные реплики. Здесь мы наблюдаем только первые попытки налаживания взаимодействия девочек и мальчиков друг с другом.
Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала действительно интересным и желанным видом деятельности детей, нужна большая грамотная работа воспитателя по обучению девочек и мальчиков взаимообщению, расширению кругозора и обогащению их игровыми сюжетами. Роль педагога в организации сюжетно-ролевой игры девочек и мальчиков, мера его участия и формы взаимодействия с детьми меняются в зависимости от возраста детей и уровня их самоорганизации. В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам берет на себя определенную роль и вводит детей в новое игровое поле, лично участвует в игре, показывает девочкам и мальчикам варианты взаимодействия в процессе игры. Постепенно роль педагога становится партнерской. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей развивается самостоятельность, воспитатель использует лишь приемы, способствующие развитию игрового творчества детей (совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей). Он анализирует игровые предпочтения детей и помогает им обогатить игровые сюжеты, направляет ход игры, разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.
Благодаря правильному руководству игровой деятельностью, в старшем дошкольном возрасте мы можем наблюдать взаимодействие девочек и мальчиков в игре на качественно более высоком уровне. В игру активно, с увлечением и интересом включаются как девочки, так и мальчики.
Дети начинают общаться с первых секунд игры. Можно сказать, что вся игра и строится исключительно на словесном общении. Сначала девочки и мальчики договариваются о сюжете игры. Например, они придумали игру «День рождения бабушки». Сразу распределяются роли. Девочки с радостью выбирают женские роли, а мальчики – мужские. Это наблюдение свидетельствует о том, что и у наших девочек, и у наших мальчиков в 5-6 лет уже сформировалась гендерная принадлежность, гендерная устойчивость, а главное – гендерная привлекательность. Хочу отметить, что палитра ролей у детей этого возраста гораздо шире, чем в младшем дошкольном возрасте. Девочки хотят быть и мамой, и сестрой, и бабушкой, а мальчики с удовольствием выбирают роль папы, брата или дедушки. Распределение ролей происходит по взаимной договоренности.
Для обозначения роли и девочкам, и мальчикам нужна лишь небольшая атрибутика – элементы костюма. Бабушка одевает чепчик, дочки – юбочки, папа с сыном – бейсболки.
Игровые действия детей соответствуют выбранной роли. Папа с сыном и дочкой идут за продуктами, мама с бабушкой остаются накрывать на стол.
Игра детей динамична, она развивается, в нее привносятся все новые и новые элементы. Мы видели, что когда мальчик захотел подключиться к игре, ему придумали роль дедушки, который приехал с дачи поздравить бабушку. Он подарил ей цветы и включился в общую игру.
Как правило, организующая роль принадлежит девочкам. Они активнее разворачивают сюжет и ведут сюжетную линию.
Мальчики же с удовольствием принимают участие в общей игре до тех пор, пока сюжет развивается динамично, но как только он перестает развиваться, они теряют интерес к игре.
В этом возрасте ребенок освобождается от ситуационной связанности с внешней обстановкой, дети уже не зависят от игрушек, их действия начинают все в большей мере зависеть от замысла, и в соответствии с ним они преобразуют предметно-игровую среду.
Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм мы решаем главную задачу – формируем умение, а главное, желание девочек и мальчиков общаться друг с другом!
Комментарии