search
main
0

И Свет во тьме светит. Разговоры об искусстве. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ассур, Аман и Эсфирь»

Учитель: Сегодня мы смотрим картину Рембрандта «Ассур, Аман и Эсфирь». Однако картина изображает не Ассура, а царя Артаксеркса. В зарубежных справочниках полотно называется Ahasuerus and Haman at the Feast of Esther, и я буду дальше называть царя Ассуром (хотя это Артаксеркс).

Давайте помолчим. Есть такой прием: просто долго смотреть, тогда вы начинаете видеть детали. Они проявляются как на фотографии, которая лежит в растворе проявителя… Постепенно детали собираются в единое целое. И вы начинаете видеть и понимать.

Главный вопрос, с которого мы всегда начинаем: что изображено на картине? Знаете ли вы сюжет? Он взят из Библии – Ветхий Завет, Книга Эсфири. Советник царя Ассура Аман собирается уничтожить евреев. Эсфирь, красавица, бывшая возлюбленная царя, вновь появляется во дворце, чтобы спасти евреев. Ей это удается. Эсфирь становится героиней еврейского народа.

На картине – момент самого решения, когда карты открыты… И еще ничего не решено. Что напоминает картина? Какую ассоциацию вызывает? Забудьте ненадолго о сюжете.

Аня: Весы.

Учитель: А почему?

Аня: Рембрандт жил в Нидерландах времен буржуазной революции. Весы – символ торговли.

Учитель: Да, но здесь речь о другой «торговле», эти весы, скорее, родственники тех, что держит Фемида, аллегория правосудия с завязанными глазами.

Действительно, Ассур поднимает жезл как перекладину весов. Что взвешивается на этих весах? Ложь Амана, подделывающаяся под истину, так как к лжи примешивается какая-то правда, и потому Аман боится поднять глаза, чтобы Ассур не увидел по ним, что он лжет. Эсфирь ближе к Ассуру, но мы знаем, что чем ближе чаша к перекладине, тем меньше ее вес сказывается на положении чаши.

Вес… Рассмотрим картину с этой точки зрения. Эсфирь олицетворяет свет (огонь) и воздух – ее плащ напоминает крылья, он неВЕСом, взлетает. Аман в темноте, в черноте, как земля, сидит далеко и много ВЕСит. Плотно поставил он руку с чашей (вода) на стол. Так и хочется подумать, что в чаше – яд. Таким образом, есть четыре элемента-стихии.

Аман олицетворяет собой власть, аргументацию, мужское начало, реальность жизни. Эсфирь разводит руками: никаких «аргументов» у нее нет! Единственный аргумент – это она сама, ее пронизанная светом красота.

Откуда идет свет? Ваши гипотезы.

Дети: Из пустого пространства? Из точки, находящейся за зрителем-художником?

Учитель: Нет, ответ неправильный. Внимательно приглядитесь. Светильник стоит за сундуком у ног Эсфири, поэтому мы его и не видим. Это невидимый предмет, который тем не менее главный в картине.

Очень часто самое главное в картинах мастеров XVII века скрыто от глаз зрителя, но тем не менее существует, и мы об этом догадываемся. Тема «невидимого предмета» в живописи – одна из самых интересных!

Итак, светильник за сундуком. Он освещает саму Эсфирь, ее плащ, руку и плечо Ассура. А с другой стороны – тень от Эсфири, отделяющая Ассура от Эсфири, как бы она ни тянулась к нему… Ее светоносный плащ вспыхивает жемчужинками света, он подобен крыльям ангелов.

Откуда эти точечки вспыхивающих искр света? Рембрандт не пользовался голографией и флюоресцирующими красками, как современные художники. Здесь происходит волшебство истинной живописи, истинного мастерства. Если посмотреть на эти точечки с расстояния нескольких сантиметров, то мы увидим просто маленькие мазки краски. Чуть-чуть, совсем немного отодвинуться – и уже вспыхивает жемчужинка.

Брови Эсфири некрасиво приподняты. Но чувство жалости к девушке, как часто бывает в высоком искусстве, делает ее лицо прекрасным.

«И Свет во тьме светит»… Источник Света невидим, но он существует. Ассур думает, смотрит, какая чаша весов перетянет.

Что победит в мире? Безупречная власть аргументов государственника-Амана? А в чем, собственно, его аргументы? В конечном итоге его стремление уничтожить евреев вызвано лишь одним – Мордухай (родственник Эсфири) однажды при встрече не поклонился Аману, не снял шляпу. Это было связано с обычаями его соплеменников, но вызвало обиду у заносчивого Амана. Все остальные аргументы, как бы ни были велики их сила, их ВЕС, пусты, вторичны. Мельчайшие причины личного характера вызывают величайшие исторические потрясения, приводят к войнам и геноциду. Однако Аман – государственный муж, он может много и красиво говорить и убеждать. Но вот он уже закончил свою речь. Настал момент выбора. Дело теперь за Ассуром. И он уже приподнял свой золотой жезл. Весы пришли в действие.

Картина о нас с вами, о тех жизненных выборах, которые мы совершаем и которые нам предстоит сделать.

«Разумное решение» по Аману? Или надо закрыть глаза и поверить Эсфири? То есть любви?

Может быть, это главный вопрос, стоящий и поныне перед людьми.

P.S. Первые два разговора – в №№2, 6 «УГ» за 2010 год.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте