search
main
0

И стены помогают. Современное здание – залог успеха

Чтобы помолодеть, нужно состариться. Так законы природы порой поворачивают вспять в отношении российских школ. 92 года – возраст екатеринбургской гимназии №5, солидный не только для человека, но и для учебного заведения. Гимназия наживала традиции, авторитет, но здание при этом ветшало и постепенно приходило в аварийное состояние. В 2008 году было принято решение о его реконструкции. В течение трех лет екатеринбуржцы наблюдали за стройкой в центре города. Нынешний учебный год «пятерка» уже встречала в новом помещении. Тема соотношения качества стен и качества образования стала ведущей в беседе с директором школы Галиной ПАНЬКОВОЙ.

– 1 сентября гимназия вернулась на прежнее место, но в новое здание… – «Реконструкция» – это только название. Старое здание было полностью снесено, и на его месте построено новое. Проект получился нетиповой, так как землеотвод небольшой, а следовало учесть все современные требования. В итоге имеем четыре этажа, хотя для большинства учебных заведений характерны три. Плюс подвальное помещение, которое используется только для технических нужд. Сейчас условия для учебы и внеурочной деятельности замечательные. 36 учебных кабинетов, каждый с лаборантской, оснащен персональным компьютером для педагога, телевизором с DVD-проектором, специальным экраном. На два уровня выведены актовый и спортивный залы, последний со стеклянным куполом. Имеются две спортплощадки: одна с кортом-катком, в зависимости от сезона, вторая со спортивными снарядами, прыжковой ямой. – Как пережили реконструкцию? Случились ли потери в коллективе учителей, учеников? – Было непросто. У гимназии два здания, и на три года ученики главного были переведены в помещение начальной школы, часть занималась на базе соседней 173-й. Учились в две смены, факультативы, кружки свелись почти к нулю, было не до конкурсов и соревнований. В первый год нашей местной перестройки родители начали массово забирать документы детей, вместо пяти десятых классов осталось два. Но утраченное мы быстро наверстали, и с лихвой. Если прежде в школе училось 800 человек, то сейчас больше тысячи. – Замечательное помещение! Наверное, у вас, как у директора, стало меньше материальных забот?- Забот стало больше. Теперь нужно сохранить те условия, которые нам созданы. Здание построено с учетом всех современных требований, с использованием новейших технологий и материалов. Сложная система вентиляции, электросетей, система ведения наблюдения (48 камер внутри и по периметру), контроля доступа в школу – мы пошли путем сотрудничества с профессионалами. У нас в штате больше нет «сантехника дяди Вани» – за состоянием такого здания должны следить инженеры, люди с высшим образованием. Мы заключили договор с ЖКХ «Ленинский», с клининговой компанией: вместо традиционных уборщиц со шваброй чистят стены и моют полы обученные люди на специальном оборудовании. Сотрудничество с профессионалами, конечно, стоит дороже – но оно того стоит. – Из какого источника оплачиваются подобные расходы? – Первое – развиваем платные дополнительные услуги. Если три года назад через данный канал собирали около 800 тысяч рублей, то теперь сумма в пределах 4 миллионов рублей. Какие именно услуги? Прежде всего это курс для поступающих в первый класс «Готовясь к школе», в этом мы от прочих учебных заведений мало чем отличаемся. Затем, введены платные дополнительные услуги по спецкурсам учебных предметов. Речь не идет о наверстывании упущенного на уроках; речь идет о дополнительных знаниях по физике, математике, иностранному языку. Также открыли для желающих школу фотошопа: у нас действует типография, выпуск школьной газеты «Коридор» не прекращался и в годы реконструкции, оборудование было закуплено на собственные гимназические деньги, и теперь оно используется в том числе для получения дополнительных средств. Второе – родительские средства. В начале учебного года собирается родительская конференция, которая принимает решение о том, какая сумма необходима гимназии сверх бюджетного финансирования. В смету родительских расходов входит оплата деятельности охранного предприятия (примерно 80% от всей суммы), оплата услуг клининговой компании, 20-30 тысяч рублей идет на хозяйственные нужды. Значительная часть тратится на поощрение школьников – «детский призовой фонд». Лучшим ученикам у нас вручаются медали «Отличник гимназии», статуэтка «Ника», лучшим спортсменам – футболки с надписью «Спортивная гордость гимназии», есть также сертификаты за конкретные достижения, дипломы… Ближайшая задача – зарегистрировать некоммерческий родительский фонд. Уже подготовлен его устав. После утверждения у фонда появятся бухгалтер, управляющий. – Галина Георгиевна, мы много говорим о материальной составляющей жизни школы. Как вы считаете, влияет ли качество стен на качество жизни в этих стенах, а значит, на качество учебы? – Не прямо, конечно, но влияет. Когда мы согласовывали проект с архитекторами, то старались уйти от «больничности», от казенщины, чтобы в нашей школе было ярко, радостно, уютно (естественно, без нарушения санитарных норм!). Ребятам приятно приходить в красивое, ухоженное помещение. Педагогам комфортно здесь работать, так как созданы условия и для труда, и для отдыха. Момент обновления школы используем в воспитательных целях, учим наших детей беречь то, что они имеют. Подготовлен фильм о том, как рушили старое здание, как строили новое, сколько труда вложили строители, дизайнеры, те, кто занимался благоустройством. Фильм был показан в первые дни учебы всем детям. Надеемся, они прониклись желанием сохранить красоту и чистоту. – Так что же, можно ждать улучшения учебных показателей в новом здании? – Думаю, да. Процент учащихся на «четыре» и «пять» в 5-й гимназии и прежде был самым высоким в районе. Надеюсь, он станет еще выше. У нас дети мотивированы на качество обучения. Больше половины учеников участвуют в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Как и сама гимназия: в последние годы становилась лидером по направлению работы с одаренными детьми, по инновационным программам. – Изменился ли контингент учащихся в связи с внешними переменами? Когда-то вокруг «пятерки» толпились старинные домишки, такие же, как и она тогда, теперь – современные престижные многоэтажки. – Пока изменений нет. Традиционно в «пятерку» стремятся отдать своих детей родители, которые относятся к интеллигенции: учителя, врачи, научные сотрудники, артисты. В последнее время гимназию часто выбирают для своих сыновей и дочерей депутаты, административные работники. По количеству поданных в первый класс заявлений мы стали лидерами в районе. – К вам приходят подготовленные дети. Влияет ли это на программу обучения? – В звене начального образования классы разделены на группы: два класса занимаются по системе Занкова, а два – по программе «2100». Ведем много элективных курсов. Несмотря на статус гимназии, поддерживаем высокий уровень преподавания математики; у многих горожан «пятерка» по-прежнему ассоциируется с математическим уклоном. – Галина Георгиевна, вы работали директором и в других учебных заведениях. Что из прошлого опыта перенесли в гимназию №5? – В 1982 году я окончила Свердловский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». По распределению попала в школу №3, где вскоре стала завучем. Эта школа одной из первых перешла в ранг статусного учреждения – мы создали на ее базе экологический лицей. Затем меня назначили директором школы №154. Общим было то, что меня везде интересовали проекты, связанные со средой обитания и средой воспитания, чему мы уделяем большое внимание и в гимназии №5. СтатфактВ новом учебном году на территории Свердловской области откроются пять новых школ. Две из них в Екатеринбурге, остальные в городских округах: Тавдинском, Режевском, Артемовском. Около трех тысяч детей будут учиться в новых стенах. Почти двести школ (всего же в области их 1062) были отремонтированы в летний период. На школьное строительство в 2011 году из областного бюджета выделено свыше 646 миллионов рублей. – Что главное для директора?- Конечно, команда! Важно, чтобы команда и тот, кто ее ведет, смотрели в одну сторону, являлись единомышленниками. – Назовите первые три задачи, которые вы решаете на новом месте. – Первое – символика. Разработали логотип гимназии (его раньше не существовало), герб, гимн. Обязательно должны присутствовать вещи, которые объединяют всех. Второе – обновление образовательных программ. Считаю чрезвычайно важным профильность школьного обучения. Чтобы выйти на профильные классы, требуется качественное предпрофильное образование – каждый ученик должен определиться с профессиональными симпатиями и возможностями. Третье – методическое обновление. Много было сделано, для того чтобы осовременить учебники, методички, укомплектовать кабинеты новейшим оборудованием, а также повысить квалификацию учителей. Долгое время педагогический состав гимназии учился лишь на кратких курсах, а по большей части варился в собственном соку. На сегодня 7 человек получили второе высшее образование, 5 учатся в аспирантуре. – Но учитель по натуре своей традиционен. Я имею в виду профессиональный консерватизм. – Тоже соглашусь. Я люблю повторять: «Если ты по призванию учитель, то, будь у тебя только доска и мел, ты научишь ребенка всему, что необходимо». В коллективе действует Школа молодого педагога. К каждому молодому учителю, а их у нас 15, прикреплен «стажист». Учитель-наставник подскажет, как провести первый классный час, родительское собрание, как найти правильный тон в разговоре с папами… Наставники оказывают реальную помощь в ежедневной педагогической практике начинающим. За это они получают доплату из стимулирующего фонда. – Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее будущее? – В годы реконструкции мы думали лишь об одном: не утратить то, что накоплено, не растерять традиции. Это удалось. Сейчас же надо идти вперед. Конкуренция между образовательными учреждениями жесткая, оно и хорошо – просто стоять на месте не удастся. В новом здании все должно быть по-новому. Здесь больше возможностей, значит, и результаты должны быть выше. Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте