Ни для кого не является секретом, что количество заболеваний среди учащихся школ ежегодно растет. Есть все основания предполагать, что это зависит не столько от негативного влияния экологических и социальных факторов, сколько от ошибок, допускаемых при воспитании детей. В частности, от их физического воспитания в школе.
Сформировалось отрицательное отношение к уроку физкультуры как к общеобразовательному предмету и преподавателю как к личности.
Причина – это отсутствие Образовательного стандарта по предмету “Физическая культура”, способного удовлетворить требованиям как отдельно взятой сознательной личности, так и общества в целом.
Чтобы ввести Образовательный стандарт по предмету “Физическая культура”, необходимо вначале устранить существующие противоречия между “спортом” и “Физической культурой” как образовательным предметом.
1. Слово “спорт” является производным от слова “спорить” и указывает на стремление одной личности подавить другую в каком-либо виде деятельности.
2. Образовательный предмет “Физическая культура” следует рассматривать как процесс, направленный на самостоятельную регуляцию роста ученика как личности.
Тщательно ознакомившись с Государственной программой по физическому воспитанию за 1987 год, удалось найти показатель, который обладал всеми необходимыми качествами для Образовательного стандарта по предмету “Физическая культура”. В нем говорилось, что “ученик должен знать, уметь, как организовать и провести занятие с учащимися младших классов”, то есть овладеть основами преподавательской деятельности.
Этот показатель отражает интересы как отдельно взятой сознательной личности, так и общества в целом.
С помощью этого показателя обеспечивается эффективный контроль за качеством обучения.
Например, чтобы проследить за динамикой изменений, происходящих в росте ученика как личности, предлагается использовать возрастной образовательный стандарт.
1-4-й класс
Ученик учится запоминать большой объем разнообразной интеллектуальной и двигательной информации с последующим воспроизведением.
Время самостоятельной работы: 5-20 мин.
5-6-й класс
Ученик учится оказывать пассивную помощь одноклассникам, показывая им технику и последовательность выполняемых им физических упражнений с целью овладеть основами преподавания. Например, выполнение физических упражнений под счет вслух.
Время самостоятельной работы: 25-30 мин.
7-8-й класс
Ученик учится оказывать активную помощь одноклассникам, привлекая их к совместной с ним деятельности с целью овладеть умением преподавания. Например, выполнение физических упражнений с применением опорных слов, указывающих направление или само действие.
Время самостоятельной работы: 35-40 мин.
9-й класс
Ученик знает, умеет, как организовать и провести одну из частей урока физкультуры. Например, выполнение физических упражнений “зеркально”.
Время самостоятельной работы: 45 мин.
10-й класс
Ученик способен провести урок с одноклассниками. Происходит его самоутверждение и рост авторитета.
11-й класс
Ученик знает и умеет, как организовать и провести урок с учащимися младших классов. В школе создан единый физкультурно-оздоровительный образовательный процесс обучения по предмету “Физ. культура”.
С целью создания единого физкультурно-оздоровительного образовательного процесса обучения по предмету “Физическая культура”, способного оказать комплексное воздействие на сознание и организм учащихся, было решено максимально увеличить объем интеллектуальной и двигательной информации, предоставляемой им на уроке физкультуры. Для чего большое количество разнообразных физических упражнений и движений из различных видов спорта и профессиональной деятельности людей были объединены в программы упражнений (ПУ), затем в комплексные программы упражнений (КПУ). При активной помощи самих учащихся была создана Авторская программа упражнений, аналога которой нет ни у нас, ни за рубежом.
Для выполнения воспитательных задач учитель предлагает ученику выбрать сложность физического упражнения для самостоятельного выполнения с целью увеличения собственного показателя в совершенствовании личных качеств. Поэтому с первых дней обучения учащиеся знакомятся с правилами по аттестации, где каждое физическое упражнение путем дифференцированного подхода к его выполнению имеет свой показатель (по сложности), от 1 до 5 баллов.
Например, стоя, наклон вперед.
Требование – зафиксировать касание пола двумя руками;
– наклон вперед – 1 балл;
– пальцы – 2;
– кулаки – 3;
– ладони – 4;
– ладони и голова касаются коленей – 5 (максимум по амплитуде).
Чтобы исключить появление каких-либо субъективных показателей по контролю за деятельностью учащихся, им предоставлено право на самоаттестацию по следующим параметрам:
1. Физическая подготовка (ФП, сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость).
2. Интеллектуально-двигательная подготовка (ИДП).
3. Организационная подготовка (ОП, строевые упражнения).
4. Время самостоятельной работы (ВСР).
5. Средний показатель успеваемости по другим предметам (СПУ).
(См. таблицу)
Количество параметров, отражающих качественные преобразования к количественным изменениям, находятся в соотношении как 4 к 1. Что позволяет обеспечить эффективный контроль над качеством обучения, а учащимся проводить объективную самоаттестацию. Показатель успеваемости по предмету “Физическая культура” (ПУ “ФК”).
1-й вариант – по среднему показателю:
ФП + ИДП + ОП + ВСР = ПУ “ФК”
2-й вариант – экстерном:
ВОС = ВСР (преподавательская деятельность) = ПУ “ФК”
3-й вариант – образовательный:
ВСР + СПУ = ПУ “ФК”.
Итоговый показатель успеваемости по “ФК” не может быть установлен ниже, чем СПУ, так как школа является образовательным учреждением.
Для выполнения образовательных задач учитель предлагает ученику свои права и полномочия по преподавательской деятельности с целью его роста как личности.
Применение физических упражнений в нетрадиционном варианте выполнения предопределил появление другой, совершенно иной системы обучения, основанной на демократических принципах самоуправления. При самостоятельной работе у каждого ученика происходят внутренние и внешние изменения. В результате в новом для себя качестве ученик ориентирован не только на достижение более высокого показателя по предмету “Физическая культура”, но и заинтересован в определении личного уровня педагогической подготовленности для реализации ее в будущем с собственными детьми.
Новая система обучения направлена на формирование нового характера взаимоотношений между учителем и учащимися, процесс создания которого начинается с построения горизонтальных и вертикальных уровней управлений классом.
Горизонтальный уровень управления состоит из двигательно одаренных учащихся, на которых акцентируется внимание всего класса. Эти учащиеся быстрее и лучше запоминают технику и последовательность выполняемых ими физических упражнений и раньше других начинают самостоятельно работать. Они пассивно помогают учащимся соизмерять собственные усилия с их достижениями.
Вертикальный уровень управления состоит из учащихся, чья сознательность и активность проявляются в способности самостоятельно регулировать собственное поведение и отношение к обучению, а также в желании научиться руководить другими учащимися. Решающее значение имеет личный авторитет, который чаще всего сформирован на высоких показателях в учебе.
В результате совместной работы, направленной на выполнение предлагаемого нам Образовательного стандарта по предмету “Физическая культура”, оказалось возможным:
– установить конкретное назначение урока физкультуры в школе и характер применения физических упражнений;
– создать единый физкультурно-оздоровительный образовательный процесс обучения в школе;
– повысить авторитет преподавателя физкультуры как учителя;
– привлечь юношей и девушек к совместным, самостоятельным и систематическим занятиям физическими упражнениями;
– предоставить учащимся право на самоаттестацию.
Владимир САЛМАКОВ,
учитель физкультуры
Архангельск
Комментарии