search
main
0

И старшеклассник заменит преподавателя, или О том, как не надо подменять физкультуру спортом

Ни для кого не является секретом, что количество заболеваний среди учащихся школ ежегодно растет. Есть все основания предполагать, что это зависит не столько от негативного влияния экологических и социальных факторов, сколько от ошибок, допускаемых при воспитании детей. В частности, от их физического воспитания в школе.

Сформировалось отрицательное отношение к уроку физкультуры как к общеобразовательному предмету и преподавателю как к личности.
Причина – это отсутствие Образовательного стандарта по предмету “Физическая культура”, способного удовлетворить требованиям как отдельно взятой сознательной личности, так и общества в целом.
Чтобы ввести Образовательный стандарт по предмету “Физическая культура”, необходимо вначале устранить существующие противоречия между “спортом” и “Физической культурой” как образовательным предметом.
1. Слово “спорт” является производным от слова “спорить” и указывает на стремление одной личности подавить другую в каком-либо виде деятельности.
2. Образовательный предмет “Физическая культура” следует рассматривать как процесс, направленный на самостоятельную регуляцию роста ученика как личности.
Тщательно ознакомившись с Государственной программой по физическому воспитанию за 1987 год, удалось найти показатель, который обладал всеми необходимыми качествами для Образовательного стандарта по предмету “Физическая культура”. В нем говорилось, что “ученик должен знать, уметь, как организовать и провести занятие с учащимися младших классов”, то есть овладеть основами преподавательской деятельности.
Этот показатель отражает интересы как отдельно взятой сознательной личности, так и общества в целом.
С помощью этого показателя обеспечивается эффективный контроль за качеством обучения.
Например, чтобы проследить за динамикой изменений, происходящих в росте ученика как личности, предлагается использовать возрастной образовательный стандарт.
1-4-й класс
Ученик учится запоминать большой объем разнообразной интеллектуальной и двигательной информации с последующим воспроизведением.
Время самостоятельной работы: 5-20 мин.
5-6-й класс
Ученик учится оказывать пассивную помощь одноклассникам, показывая им технику и последовательность выполняемых им физических упражнений с целью овладеть основами преподавания. Например, выполнение физических упражнений под счет вслух.
Время самостоятельной работы: 25-30 мин.
7-8-й класс
Ученик учится оказывать активную помощь одноклассникам, привлекая их к совместной с ним деятельности с целью овладеть умением преподавания. Например, выполнение физических упражнений с применением опорных слов, указывающих направление или само действие.
Время самостоятельной работы: 35-40 мин.
9-й класс
Ученик знает, умеет, как организовать и провести одну из частей урока физкультуры. Например, выполнение физических упражнений “зеркально”.
Время самостоятельной работы: 45 мин.
10-й класс
Ученик способен провести урок с одноклассниками. Происходит его самоутверждение и рост авторитета.
11-й класс
Ученик знает и умеет, как организовать и провести урок с учащимися младших классов. В школе создан единый физкультурно-оздоровительный образовательный процесс обучения по предмету “Физ. культура”.
С целью создания единого физкультурно-оздоровительного образовательного процесса обучения по предмету “Физическая культура”, способного оказать комплексное воздействие на сознание и организм учащихся, было решено максимально увеличить объем интеллектуальной и двигательной информации, предоставляемой им на уроке физкультуры. Для чего большое количество разнообразных физических упражнений и движений из различных видов спорта и профессиональной деятельности людей были объединены в программы упражнений (ПУ), затем в комплексные программы упражнений (КПУ). При активной помощи самих учащихся была создана Авторская программа упражнений, аналога которой нет ни у нас, ни за рубежом.
Для выполнения воспитательных задач учитель предлагает ученику выбрать сложность физического упражнения для самостоятельного выполнения с целью увеличения собственного показателя в совершенствовании личных качеств. Поэтому с первых дней обучения учащиеся знакомятся с правилами по аттестации, где каждое физическое упражнение путем дифференцированного подхода к его выполнению имеет свой показатель (по сложности), от 1 до 5 баллов.
Например, стоя, наклон вперед.
Требование – зафиксировать касание пола двумя руками;
– наклон вперед – 1 балл;
– пальцы – 2;
– кулаки – 3;
– ладони – 4;
– ладони и голова касаются коленей – 5 (максимум по амплитуде).
Чтобы исключить появление каких-либо субъективных показателей по контролю за деятельностью учащихся, им предоставлено право на самоаттестацию по следующим параметрам:
1. Физическая подготовка (ФП, сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость).
2. Интеллектуально-двигательная подготовка (ИДП).
3. Организационная подготовка (ОП, строевые упражнения).
4. Время самостоятельной работы (ВСР).
5. Средний показатель успеваемости по другим предметам (СПУ).
(См. таблицу)
Количество параметров, отражающих качественные преобразования к количественным изменениям, находятся в соотношении как 4 к 1. Что позволяет обеспечить эффективный контроль над качеством обучения, а учащимся проводить объективную самоаттестацию. Показатель успеваемости по предмету “Физическая культура” (ПУ “ФК”).
1-й вариант – по среднему показателю:
ФП + ИДП + ОП + ВСР = ПУ “ФК”
2-й вариант – экстерном:
ВОС = ВСР (преподавательская деятельность) = ПУ “ФК”
3-й вариант – образовательный:
ВСР + СПУ = ПУ “ФК”.
Итоговый показатель успеваемости по “ФК” не может быть установлен ниже, чем СПУ, так как школа является образовательным учреждением.
Для выполнения образовательных задач учитель предлагает ученику свои права и полномочия по преподавательской деятельности с целью его роста как личности.
Применение физических упражнений в нетрадиционном варианте выполнения предопределил появление другой, совершенно иной системы обучения, основанной на демократических принципах самоуправления. При самостоятельной работе у каждого ученика происходят внутренние и внешние изменения. В результате в новом для себя качестве ученик ориентирован не только на достижение более высокого показателя по предмету “Физическая культура”, но и заинтересован в определении личного уровня педагогической подготовленности для реализации ее в будущем с собственными детьми.
Новая система обучения направлена на формирование нового характера взаимоотношений между учителем и учащимися, процесс создания которого начинается с построения горизонтальных и вертикальных уровней управлений классом.
Горизонтальный уровень управления состоит из двигательно одаренных учащихся, на которых акцентируется внимание всего класса. Эти учащиеся быстрее и лучше запоминают технику и последовательность выполняемых ими физических упражнений и раньше других начинают самостоятельно работать. Они пассивно помогают учащимся соизмерять собственные усилия с их достижениями.
Вертикальный уровень управления состоит из учащихся, чья сознательность и активность проявляются в способности самостоятельно регулировать собственное поведение и отношение к обучению, а также в желании научиться руководить другими учащимися. Решающее значение имеет личный авторитет, который чаще всего сформирован на высоких показателях в учебе.
В результате совместной работы, направленной на выполнение предлагаемого нам Образовательного стандарта по предмету “Физическая культура”, оказалось возможным:
– установить конкретное назначение урока физкультуры в школе и характер применения физических упражнений;
– создать единый физкультурно-оздоровительный образовательный процесс обучения в школе;
– повысить авторитет преподавателя физкультуры как учителя;
– привлечь юношей и девушек к совместным, самостоятельным и систематическим занятиям физическими упражнениями;
– предоставить учащимся право на самоаттестацию.

Владимир САЛМАКОВ,
учитель физкультуры

Архангельск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте