В условиях, когда система начального образования все больше ориентируется на запросы работодателей, актуальными становятся повышенные требования к подготовке рабочих кадров. Удовлетворить эти требования, помочь в выпуске специалистов, которые смогли бы работать на самой современной технике, дать ориентиры для деятельности системы НПО должны стандарты. Лидером в разработке этих важных документов по-прежнему остается Институт развития профессионального образования. О том, как идет работа над новыми стандартами по рабочим профессиям, рассказывает директор института Игорь СМИРНОВ.
– Страна давно перешла к рыночной экономике, а российская система профессионального образования остается одной из немногих сфер производства услуг, замкнутой в своих ведомственных интересах. Она сама себе заказывает «музыку», сама ее «исполняет» и сама аплодирует своим «успехам». Понять происходящее можно, ведь жить по старым правилам удобно, возникает утешительный обман от ощущения собственной полезности, кажется, что до конца исполнен долг перед экономикой. Только вот смириться с этим, оправдывая приверженность к старому, нежелание менять ситуацию, нам никак нельзя. По России уже бродит призрак Всемирной торговой организации, вступление в которую может привести к полному краху неконкурентоспособной системы профобразования. Проведенные совместно с Российским союзом товаропроизводителей во главе с Николаем Рыжковым исследования оценки возможной конкурентоспособности работников различных категорий на мировом рынке в связи с планируемым вступлением страны в ВТО показали негативную и тревожную картину. Работодатели России оценивают конкурентоспособность наших выпускников на мировом рынке по специалистам с высшим образованием на 70%, со средним профессиональным – на 62%, с начальным профессиональным – на 55%. Эти результаты подтвердили исследования, проведенные «Деловой Россией». Таким образом, работодатели уже сейчас осознают, что интеграция страны в мировое экономическое пространство выявит реальное отставание квалификации отечественных работников от общемировых требований. Да и развитие отечественной экономики, удвоение ВВП, добиться которого призывает президент Владимир Путин, невозможно без кадрового обеспечения. На своих предприятиях работодатели хотели бы видеть рабочих, имеющих 4-5-й квалификационный разряд (70 процентов выпускников системы НПО имеют лишь третий). Это весьма симптоматично: работодателю нужен грамотный и образованный работник, желательно выпускник системы СПО. Поэтому трудно понять, почему некоторые специалисты стремятся превратить СПО в первую ступень высшего образования, забывая об интересах российской экономики.
Уже понятно, что нужен переход к новой парадигме профессионального образования, которую мы формулируем так: работодатель определяет, чему учить, система образования – как учить. Такой переход нужно начинать с разработки нового поколения государственных профессиональных (ныне пока отсутствующих) и образовательных стандартов. В конце прошлого года Министерство образования и науки РФ утвердило государственный стандарт НПО нового поколения по профессии «Мастер сухого строительства». Он был разработан совместно с активно работающей на российском рынке немецкой фирмой «Кнауф» и с отечественными фирмами, работающими в сфере стройиндустрии. Можно сказать, что это первый пример плодотворного сотрудничества с работодателями, взявшими на себя ответственность за содержание профобразования. Но это еще и модельный вариант стандарта, выполненный как двухуровневый. Первый уровень – минимальные требования к профессиональной подготовке рабочего, как это предусматривает Закон «Об образовании». Второй – повышенный, где заложены требования работодателя к рабочему. При этом за первый уровень подготовки будет платить бюджет, а вот за второй, повышенный, – уже работодатель, заказчик кадров. Кстати, наши исследования показали, что 80% работодателей готовы оплачивать повышенную подготовку рабочих для своих предприятий.
Нужно отметить, что с присущей педантичностью немецкая фирма позаботилась о модели рабочего, которому предстоит трудиться на только еще планируемом производстве, ибо само по себе сухое строительство в России пока практически не используется.
Но созданная впервые на основе предложений работодателей модель стандарта еще не означает, что уже есть новая методика отбора содержания профессионального образования, что она дает достаточно оснований для действительно серьезного поворота к потребностям рынка труда, повышению конкурентоспособности отечественной рабочей силы. Стандарт проявит себя только в том случае, если будет подкреплен новыми педагогическими технологиями, серьезным развитием учебно-материальной базы (причем это тоже можно осуществить за счет работодателя!), системой независимой оценки качества подготовки выпускников, их трудоустройством и успешной адаптацией на производстве. Короче говоря, тем, что составляет заявленный Правительством России курс на «опережающее развитие начального и среднего профессионального образования».
В этом году Институту развития профессионального образования предстоит большая работа по пересмотру перечня профессий НПО. Как известно, в нем 290 рабочих профессий, и увеличивать их число не имеет смысла хотя бы потому, что для каждой новой надо разработать государственный образовательный стандарт, базовый учебник, методическое пособие и так далее. Немаловажно и то, что перечень рабочих профессий в западных странах содержит примерно такое же количество – от 250 до 400, – и нам, вписываясь в мировое экономическое пространство, раздувать этот список нет резона. Хотя институт как автор нового перечня профессий НПО постоянно испытывает огромное давление со стороны региональных органов управления и отдельных учреждений НПО: от нас требуют именно расширения числа профессий. Если мы пойдем на поводу, дело может свестись к возвращению к прежней цифре 1200 профессий узкого профиля, не обеспечивающих мобильности рабочей силы. Тут важна коллективная мысль, прежде всего принципиальная позиция заказчиков кадров, а не давление образовательного лобби. В прошлом году это лобби выкрутило нам руки и заставило открыть новую специальность. Смешно сказать, но это профессия «Жокей». Можно подумать, что развитие экономики зависит прежде всего от наездников.
Между тем новый перечень профессий – стартовая площадка для формирования нового поколения образовательных стандартов, и здесь как никогда ранее важны координирующая роль Министерства образования и науки, привлечение к его формированию работодателей, профессиональных союзов, образовательных учреждений, общественности.
Нам кажется, что нужно сосредоточить внимание и силы на разработке стандартов повышенного уровня. Таких, в которых так заинтересованы работодатели. Отсутствие профессиональных стандартов тормозит модернизацию нового поколения образовательных стандартов. Нельзя сделать хорошие образовательные стандарты без хороших профессиональных. То, что у нас до сих пор нет профессиональных стандартов, прямая вина (а не беда) бывшего Министерства труда. За несколько лет ведомство сумело создать только один профессиональный стандарт в области туризма. А вот остальные профессии, среди которых есть и такие важные для развития экономики, как металлообработка, строительство, добывающие отрасли, остались без базового компонента. Думаю, Министерство образования и науки должно употребить все свое влияние для того, чтобы выяснить, кто нынче оказался наследником былого Минтруда, а потому обязан создать профессиональные стандарты. Наши поиски такого наследника пока оказались безуспешными.
Комментарии