search
main
0

…И стал планеты именем

26 октября исполняется 125 лет со дня рождения Дмитрия КАРБЫШЕВА – генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза. В августе 1941 г. при попытке выхода из окружения во время переправы через Днепр севернее Могилева он был контужен и взят гитлеровцами в плен. В фашистских застенках героически хранил верность Отечеству и воинскому долгу. Немцы пытались склонить его к сотрудничеству. Не сломив генерала, выгнали обнаженным на мороз и стали обливать из брандспойтов холодной водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу… Имя Героя увековечено в названиях воинских коллективов, кораблей и железнодорожных станций, улиц и бульваров городов, присвоено школам. Между Марсом и Юпитером его несет по околосолнечной орбите малая планета № 1959 – Карбышев.

Карбышев родился 14 (26) октября 1880 г. в Омске в семье военного чиновника, происходящего из сибирского казачества. До революции 1917 г. окончил Сибирский кадетский корпус (1891 – 1898 гг.), Николаевское инженерное училище (1898 – 1900 гг.) и Николаевскую инженерную академию (1908 – 1911 гг.). Участвовал в русско-японской войне (1904 – 1905 гг.), в строительстве Брест-Литовской крепости. Прошел путь от юнкера до подполковника царской армии. В Красной Армии дослужился до генерал-лейтенанта.

В сентябре 1923 г. начал преподавать военно-инженерное дело в Военной академии РККА, а в ноябре 1926 г. был переведен в Военную академию им. М.В. Фрунзе. Был сначала преподавателем, затем начальником кафедры. В 1936 г. Д.М. Карбышева перевели из Военной академии им. М.В. Фрунзе в Академию Генерального штаба.

Многие ученики вспоминают его как одного из наиболее любимых и уважаемых преподавателей. Его ученик и сослуживец Маршал Советского Союза И.X. Баграмян писал: «Я познакомился с Д.М. Карбышевым на курсах усовершенствования высшего командного состава при Главном штабе Красной Армии, куда меня в 1930 г. направили на учебу. Из преподавателей там особенно выделялись два человека: Владимир Кириакович Триандафиллов и Дмитрий Михайлович Карбышев. Если первый из них был большим авторитетом в области тактики и оперативного искусства, то второй был для нас настоящим «богом полевой фортификации». Д.М. Карбышев обладал не только огромнейшим опытом инженерной подготовки войск, но и поразительной эрудицией во всех вопросах военной науки».

Интерес к его лекциям повышался благодаря богатейшему историческому материалу, который Дмитрий Михайлович трудолюбиво отыскивал. Это были подлинные документы прошедших войн, диапозитивы, материалы о достижениях инженерной службы иностранных армий, неисчерпаемый запас исторических примеров. Очень любили слушатели посещать и консультации Дмитрия Михайловича. Он не натаскивал подопечных, стремился развить самостоятельность мышления, оградить от шаблона. Не жалел времени на работу со слушателями. Ни разу не сказал, что отведенное время истекло, и готов был сидеть со слушателями до утра. Когда же запас вопросов иссякал, объявлял, где его можно будет найти, если еще возникнут вопросы. Квартира Карбышева находилась рядом с академией, и он просил не стесняться «топать» прямо к нему домой хоть группой, хоть поодиночке, коль возникнет надобность.

Военно-инженерное дело может показаться «сухим» предметом. Но не у такого мастера и знатока, каким был Дмитрий Михайлович! Широкое использование для военно-инженерных расчетов правил, разработанных им и облеченных в полушутливую форму, умело вставленный веселый пример, острое словцо оживляли занятия и лекции Карбышева, делали их увлекательными.

Увлеченностью преподавательской и военно-научной работой Карбышев заражал других. Он обладал способностью находить строгие и точные формулировки и добивался, чтобы они были хорошо продуманы, содержали итоги доказательств и практические рекомендации.

Оригинальны и поучительны взгляды Карбышева на становление и совершенствование педагогического мастерства преподавателей. Он часто напоминал, что удачное проведение занятий – не удел только таланта. Каждый преподаватель способен овладеть методикой преподавания, выработать эффективные приемы обучения. Для этого нужна любовь к педагогической работе. Педагогические навыки человек приобретает постепенно, годами, ценой больших усилий, терпеливого и упорного труда, в многочисленных самостоятельных исканиях. При этом неизбежны ошибки, неудачи, а иногда и срывы. Карбышев считал: если преподаватель не умеет теоретически обосновать свои лекции, он не мастер, а «подмастерье».

«Артистичность, виртуозность, техника, внешние приемы, – говорил он, – не должны заслонять содержания занятия. В противном случае получится голый формализм, погоня за дешевым авторитетом, за кажущимся успехом». Исходя из того, что самому педагогу трудно выявить слабые места и негативные стороны своей лекции, занятия, Карбышев учил преподавателей правильно относиться к деловой критике, товарищеским замечаниям и советам. И сам был примером, очень часто выносил на обсуждение кафедры свои лекции, разработки и всегда был благодарен за предложенные поправки. Он утверждал: «Всякий уважающий себя ученый перед лекцией всегда должен еще раз пройтись по ней, посмотреть, не устарело ли что-либо, внести самое новое, современное. Нельзя преподавателю превращаться в граммофонную пластинку».

Карбышев – автор нескольких монографий, десятков учебных пособий, справочников, статей. За каждой работой – огромный труд. Взять хотя бы учебное пособие «Оборона Порт-Артура (1904 г.)». Дмитрий Михайлович при подготовке каждой из глав прорабатывал огромный объем материала. Перечитал большое количество трудов о русско-японской войне. Редактором учебного пособия пригласил известного военного историка М.С. Свечникова.

Профессор Карбышев читал лекции и агитаторам, трудовым коллективам предприятий оборонной промышленности Москвы о начавшейся в Европе Второй мировой войне, месте и роли в военных условиях сооруженных пограничных укрепленных линий.

Интеллект и высокий профессионализм военного ученого, компетентность, хорошая осведомленность о наращивании фашистской Германией своего военного потенциала позволили Карбышеву довольно точно оценить военно-политическую обстановку. По свидетельствам близких товарищей и учеников, с которыми он делился волнующими его мыслями, главным была оценка обострения военной ситуации, необходимости как можно лучше подготовиться к надвигающейся тяжелейшей схватке с сильным противником, долга кадровых военных – трудиться с большой энергией.

В предвоенные годы Карбышев работал очень усердно. Сохранилась открытка одному из его учеников, начальнику инженеров Приволжского военного округа полковнику Н.П. Баранову, от 18 октября 1939 г. Она передает напряженность занятий ученого: «Уважаемый Николай Парфентьевич, я также «болею» позицией «Зигфрида» и «линией Мажино», сделал свыше десятка докладов и должен еще сделать не один десяток. Читал в Генштабе РККА, в Инженерном управлении, в Политехническом музее (читал 2 раза, сегодня читаю третий раз), в Кремле, в НКВД и т.д. Ежедневно получаю по несколько заказов, бесконечно пишу, выбился из сил, некогда спать. Зовут читать в Ленинград».

Лекции Карбышева «Боевые эпизоды (из опыта войны с белофиннами)», «Прорыв Красной Армией линии Маннергейма» и другие содержали большой фактический материал, подсказывали полезные для войск выводы и предложения.

Перед началом Великой Отечественной войны генерал-лейтенант Карбышев находился в командировке в Западном особом военном округе. В первый день войны, 22 июня, он активно включился в боевую работу, помогая наладить в инженерном отношении оборону города Гродно. На предложение местного командования уехать в Москву генерал Карбышев ответил: «Я солдат, а солдат в такой момент не уезжает и не бросает фронт».

Он проявлял исключительную смелость и распорядительность. «Глядя на пожилого человека в форме генерал-лейтенанта, офицеры и солдаты чувствовали себя бодрее, заражались его примером», – единодушно утверждали очевидцы.

Он выходил из окружения со штабом 10-й армии, воодушевляя мужеством солдат и офицеров, помогая советом и делом бывшим ученикам – командирам корпусов и дивизий, офицерам штаба армии. Раненый и контуженный, был захвачен в плен.

Враги всячески старались принудить генерала Карбышева изменить Родине. Возили его в Берлин, сулили всякие блага, а потом, когда убедились в его неподкупности, мучили, били, пытали. Несмотря на преклонный возраст, генерал стойко переносил ужасы гитлеровских застенков, до последнего дыхания оставался верным сыном нашего Отечества. Своим поведением он укреплял у других военнопленных веру в неизбежную победу.

Убедившись, что Карбышева не сломить, эсэсовцы доносили своим властям: «Этот крупный советский фортификатор, кадровый офицер старой Русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался насквозь зараженным большевистским духом, фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму… Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования его у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».

На этом донесении стояла резолюция: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы. Не делать никаких скидок на звание и возраст».

И скидок не делали. Пленный генерал по 14 часов работал в каменоломнях, подвергаясь издевательствам гитлеровских надсмотрщиков. Измученный каторжным режимом, Дмитрий Михайлович часто болел. Три с половиной года провел в неволе, но не склонил головы перед врагом и предпочел мучительную смерть. Его заморозили, обливая водой во дворе лагеря.

16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Указе сказано, что высокого звания он удостоен «за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне».

В 2003 г. в Тольяттинском филиале Военного инженерно-технического университета открыт памятник легендарному генералу и патриоту. Имя генерала, ученого и блестящего педагога стало бессмертным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте