search
main
0

И снова о модели «Перевернутый класс».

Давно существует практика, когда ученики знакомятся с материалом урока до того, как придут на само занятие. Однако новую жизнь в использование данного подхода в школе вдохнуло широкое распространение сетевых информационных технологий.

В 2007 году преподаватели Вудлендской старшей школы (Колорадо, США) Джонаттон Бергман и Аэрон Сэмс с помощью специального программного обеспечения записали свои презентации в PowerPoint и разместили в сети Интернет, чтобы учащиеся, пропустившие занятия, смогли изучить материал самостоятельно. Лекции стали распространяться, учителя подхватили идею и начали активно использовать модель «перевернутый класс» в своей практике. Сейчас методике обучения с использованием перевернутых классов посвящены несколько сайтов, создано сообщество, объединяющее более 3000 учителей, и даже собирается ежегодная международная конференция по обмену опытом.

Это эффективная форма работы как со слабоуспевающими, так и с высокомотивированными детьми. Идея очень простая: учитель переносит часть лекционного материала на самостоятельное изучение детьми дома, при этом аудиторное время может быть использовано более эффективно. Например, для совместной работы, решения сложных задач, обсуждения, выполнения образовательного проекта и так далее. Учащиеся чувствуют большую ответственность за свое образование и становятся активными участниками учебного процесса. Изучение ключевых понятий дома, самостоятельно, в своем темпе позволяет снизить тревожность.

Всё это окупает сполна усилия, затраченные преподавателем на подготовку занятия по данной технологии. Обучение становится адаптивным, более гибким и управляемым, обеспечивая мгновенную обратную связь.

Несмотря на  широкие возможности применения, как и любая новая технология, перевернутый класс имеет как ярых защитников, так и скептически настроенных противников. Разберемся с аргументацией каждой из сторон.

ЗА

1. У учителя больше времени на уроке для организации индивидуальной работы со слабоуспевающими или высокомотивированными учащимися.

2. Изучение материала проходит в  собственном темпе.

Возможность остановить, перемотать, пересмотреть позволяет учащимся изучать материал до тех пор, пока не будет найдено решение задачи. В то же время, если материал прост для учащихся, им не приходится ждать, пока весь класс овладеет данным приемом.

3. Производится охват всего контингента учащихся, в том числе тех, кто отсутствует на уроке.

4. Повышение уровня овладения материалом

За счет использования обратной связи учитель может быть уверен, что ребенок не перейдет к изучению нового материала, пока не будет полностью усвоен предыдущий.

6. Система диагностики позволяет оценить уровень усвоения материала классом и каждым учеником в отдельности еще до того, как они пришли к вам на урок.

7. Ребята учатся друг у друга, учитель может назначать консультантов среди тех детей, которые справились с заданием.

8. Доступ к видеоматериалам возможен 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В том числе и родители могут получать информацию непосредственно от учителя.

ПРОТИВ

1.      Увеличение и без того длительного времени пребывания ребенка за компьютером.

НО: дети все равно проводят время перед монитором, лучше, если они при этом будут заниматься своим образованием.

2.      Больший объем домашнего задания, а ведь международные исследования подтверждают, что нет прямой связи между временем, потраченным на выполнение домашнего задания, и успехами в учении (Alfie Kohn «The homework myth»).

НО: правильно подготовленные материалы как раз призваны сократить время, которое ученик тратит на выполнение домашнего задания.

3. Не у всех учащихся есть доступ к сети Интернет. Таким образом, перевернутое обучение заведомо ставит этих  учащихся в менее выгодное положение.

4. Размещение на бесплатных хостингах всегда содержит рекламу.

НО: существуют облачные хранилища с возможностью просмотра без рекламы

5. Просмотр видео – это пассивное изучение материала, как при этом развивать критическое мышление?

НО: использование подхода позволяет освободить время на уроке, а учитель перестает быть простым транслятором информации.

Как перейти на перевернутое обучение

1.         Определить цели: точно укажите, что ваши учащиеся должны знать, понимать, какие задачи уметь решать.

2.         Подобрать различный обучающий материал, который может быть доступен когда угодно и откуда угодно, чтобы учащиеся могли работать в своем темпе.

3.         Подготовить вопросы или тестирование для обратной связи.

4.         Проработать активность на уроке: проект, исследование, дебаты, решение сложных задач, разработку собственного контента.

Важно! Не весь материал может быть дан через видеоинструкции. Внедрение перевернутого подхода возможно только тогда, когда оно оправдано. А единственное, что может быть причиной использования модели «Перевернутый класс» – это освобождение классного времени для нетрадиционных форм работы.

Требования к подготовленным материалам:

Обучающий материал может содержать различные ресурсы, текст, мультимедиа, интерактивные упражнения и так далее.

Эстетическая составляющая представленного материала очень важна. Ознакомьтесь с основами дизайна, правилами создания качественных презентаций.

Суммарная продолжительность видеоинструкций не должна быть более 10 минут. Не забывайте, что некоторым школьникам потребуется пересмотреть видеофргамент несколько раз для полного понимания материала.

Обязательно наличие простых заданий на проверку усвоения материала. Хорошо, если небольшой опрос будет проводиться после каждого нового смыслового блока.

Для меня критическим моментом в решении вопроса, использовать или нет модель «Перевернутый класс», стал следующий случай. Урок геометрии, 7 класс, решение задач на построение. Я долго и мучительно рассказывала детям, как строить биссектрису угла, перпендикуляр к прямой и середину отрезка. Ребята делали построения и записывали алгоритм. На дом были даны задачи на построение по каждому типу, среди прочих была задача на построение остроугольного равнобедренного треугольника по боковой стороне и острому углу. На следующем уроке почти никто из ребят не привел решения этой задачи. Да, это нетривиальная задача, да, над ней нужно было подумать. Мы разобрали задание, но в итоге большая часть класса оказалась изолирована от возможностей мозгового штурма, совместного обсуждения и получения решения самостоятельно только из-за того, что слишком много времени мне пришлось уделить объяснению решений базовых задач на построение.

Многим школьникам не помогает чтение параграфа, где информация изложена следующим образом: «Проведите окружность с центром в т. О радиусом АВ, в точке пересечения с прямой d…» и так далее. Текст сложен для них. Крайне важна наглядность.

Тогда было принято решение подготовить обучающий видеоматериал с описанием алгоритма решения базовых задач на построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой и середины отрезка. А на уроке заниматься решением уже более сложных, исследовательских задач. При выборе ПО сомнений не было – использовалось встроенное средство записи SMART. Почему именно его? На это есть ряд причин.

Во-первых, при подготовке своих уроков, я как счастливый обладатель интерактивной доски SMART, уже давно забыла, как разрабатывать уроки в чем-либо отличном от SMART Notebook. Возможность создания простого и качественного интерактива, поддержка flash-анимации, использование 3d-объектов, а также встроенный виджет Geogebra – всё это предоставляет широкие возможности для учителя математики.

Во-вторых, в программу SMART Notebook встроены измерительные инструменты, т.е. при объяснении данной темы я могу оперировать циркулем и линейкой максимально реалистично.

В-третьих, встроенное средство записи видео позволяет записывать как весь рабочий стол, так и его отдельную область, параллельно производится запись аудио, и учитель освобождается от необходимости монтировать видео. Готовый видеофрагмент впоследствии оптимизируется, что позволяет сделать выходной файл очень компактным, ведь это крайне важно для выгрузки на облачный сервис.

Кроме ссылки на видеофрагмент, для ребят также можно подготовить тестовое задание, выполненное в надстройке SMART Response. Для прохождения теста учащимся достаточно всего лишь иметь браузер. Вопросы могут быть разных типов: с несколькими вариантами ответов, да\нет, с указанием развернутого ответа и др. Также вы можете задавать вопросы, не имеющие правильного ответа. Например: понравилась ли вам форма представления материала? При таком подходе перед началом урока у вас уже будет полная информация о том, сколько ребят не приступали к выполнению задания, какие вопросы вызвали больше всего затруднений. А также вы будете видеть, сколько времени потратили учащиеся на выполнение каждого задания.

В заключение хочется отметить, что перевернутый класс – это не онлайн-видео, и  видео никогда не заменит учителя. Подготовка материала – это только верхушка айсберга, куда важнее то, что происходит в классе. Перевернутый класс – это эффективное средство повышения уровня взаимодействия учителя с учеником, а также индивидуализации образования. Учитель отходит от роли мудреца за трибуной и все больше становится проводником ребенка в его обучении.  Использование перевернутого класса безусловно требует от учителя дополнительных временных затрат для подготовки материала, а также некоторых информационно-коммуникационных навыков. Но современное программное обеспечение позволяет сделать это процесс максимально простым и понятным. А решение быть или не быть новым технологиям в вашей педагогической практике всегда остается за вами. Но не забывайте: любое достижение начинается с решения попробовать.

Ирина Овсянникова, образовательный консультант SMART

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте