Накануне конкурса я всегда испытываю непонятное радостное волнение, схожее со зрительским – когда сидишь в зале, свет уже погас и вот-вот начнется премьера. Благодаря своему филологическому прошлому я попадаю, на мой взгляд, не в обиду всем другим педагогам-предметникам, на самое интересное представление – на уроки литературы. Лучшие из них – действительно спектакли с талантливой игрой актера-учителя, который умело ведет партнеров-учеников.
…Чтобы научить чему-то ребенка, надо его удивить – говорят мудрые сеятели разумного, доброго, вечного… Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ, учитель из маленького поселка Крылово Калининградской области, начал удивлять с первой минуты. Сначала – своей молодостью, потом – оригинальной композицией урока, вопросами, заданиями, манерой держаться и манерой говорить – серьезно, обдумывая каждое слово, неторопливо и совсем непривычно для современной молодежи, точно он затерялся, заблудился во времени и случайно спутал двадцать первый век с романтичным девятнадцатым. Поэтому неудивительно, что темой его конкурсного урока стала древнерусская литература, «Поучение» Владимира Мономаха. Кстати, на доске было написано всего два слова – «Правило жизни» – просто и всеобъемлюще, а еще были прикреплены репродукции портрета Владимира Мономаха и его знаменитой шапки.
– Слово в древнерусской литературе было Богом, а Бог есть любовь. Значит, «Бог, Любовь, Слово» были равновелики для наших древнерусских предков, – Евгений говорил о вечных вещах просто, мудро, без патетики. Как-то по- новому.
В самом начале урока Евгений показал семиклассникам растрепанную книжку в мягкой обложке.
– Почему эта современная книжка так быстро развалилась? А на Древней Руси книги жили по тысяче лет? Некоторые еще и до нас дошли. Почему на Руси так почитали книги?
– Да потому, что древние русичи обожествляли слово, – совместно с детьми делает вывод Евгений Славгородский, – оно ведь было Богом.
– А что значит добро и зло? – возвращается учитель в день сегодняшний.
Семиклашки активно тянут руки – дать милостыню, бабушку перевести через дорогу.
– На Руси нищим подавали. Владимир Мономах советовал накормить просящего, не давать сильному губить слабого, а в Московском метро тех, кто увидел нищего, просят позвонить в милицию. Вы позвоните? – неожиданно спросил он у ребят.
Евгений Славгородский успел за 30 минут конкурсного урока удивительно много: серьезно поработать со словом, показать культурологическую и лингвистическую ситуацию Древней Руси, сравнить ее с современностью, поговорить о таких вечных вещах, как Любовь, Мудрость, Добро и Зло. Поставить перед семиклассниками не только культурологические, но и нравственные проблемы. Дома же московским семиклашкам надо будет написать собственное поучение.
Урок получился сверхдинамичным, живым, как и сам Славгородский. Евгений Игоревич успевает учиться в аспирантуре, преподавать философию в Калининградском университете, хотя поселок Крылово находится в ста километрах от города, а в местном Доме культуры читать лекции «Поэты Восточной Пруссии»:
– Я люблю учиться, – говорит мне Женя, – в школе мне приходится учиться любви и смирению. Литература же интересна мне потому, что она пронизана человеком, она – окно в бездну…
В полуфинал кроме Славгородского вышли также Наталья Шустрова из Псковской области, Марина Котовская с Чукотки и Людмила Четвертакова из Томска.
Людмила ЧЕТВЕРТАКОВА преподнесла гостям своего конкурсного урока неожиданный сюрприз. Она предложила семиклашкам приготовить сибирский бутерброд с кедровыми орехами, попутно открывая ученикам тайны новой для них части речи – причастия. Между делом Людмила Николаевна напомнила ребятам о многозначных словах, а также о словах иностранного происхождения. Четвертакова завершила урок вроде бы знакомыми словами, но с неожиданным финалом: любовь к русскому языку приходит во время его изучения. Изучайте, любите русский язык… с аппетитом, призвала она ребят. И попросила высылать ей рецепты, тем более что у Людмилы Николаевны есть сборник «Русский язык в рецептах». В своем кратком анализе урока педагог обратила внимание жюри на то, что применила на уроке технологию игрового моделирования, очень любимую ее детьми.
Наталья ШУСТРОВА темой конкурсного урока выбрала мотив времени в стихотворении Бориса Пастернака «Снег идет».
– С чем ассоциируется время? – поинтересовалась Наталья Викторовна у одиннадцатиклассников и получила неожиданные ответы. У кого-то оно было сродни песочным часам. Кто-то сравнивал его с бегущими овечками, а кто-то, как и Пастернак, со снегопадом. Думаю, Наталье Шустровой удалось заинтересовать ребят философской поэзией Бориса Леонидовича, да и поэтический текст они анализировали вполне компетентно. Наталья Викторовна предложила классу найти в стихотворении поэтические образы, принадлежащие миру природы и миру человека, а уж одиннадцатиклассники сами сделали вывод: мир природы вечен, а мир человека преходящ, может, поэтому жизнь людская Пастернаку все чаще видится в черных красках, а природа, наоборот, окрашена в вечный белый – цвет мудрости и спокойствия.
– Поразмышляйте о времени и о себе и дома напишите эссе, – предложила в заключение Наталья Шустрова, которая, как выяснилось, владеет не только педагогическими, но и психотерапевтическими приемами. А для учителя это немаловажно.
Марина КОТОВСКАЯ оказалась самой опытной полуфиналисткой. За ее плечами 22 года педагогического стажа. Может, поэтому она выбрала анализ эпического произведения «Холодная осень» мудрого Ивана Бунина. Урок Марина Викторовна провела как педагогическую мастерскую.
– Роль литературы – созидание, – считает Марина Котовская, – а роль литератора – объяснить это своим ученикам.
Впрочем, интересными были уроки не только у полуфиналистов. Мотивом дороги в лирике Александра Пушкина заинтересовался Андрей ТРОШИН из гимназии № 3 города Иркутска. «Нам разный путь судьбой назначен строгой» – так звучала тема его конкурсного урока. С первых минут стало понятно, что Андрей Сергеевич выбрал классическую манеру преподавания. Особенно впечатлял его глубокий, хорошо поставленный голос.
– Подберите к слову «дорога» ассоциации, – предложил учитель в начале работы, – ведь этот образ сквозной у Пушкина.
Фантазии московским школьникам не занимать. Чего тут только не было: и свадебное путешествие, и черный кот, и даже извечные столичные пробки. Следующим этапом стал поиск ключевых слов в стихотворениях Пушкина, а в финале Андрей Сергеевич предложил ребятам поразмышлять, что значит для них мотив дороги в лирике Пушкина. Своими основными методами на уроке помимо поиска ключевых слов Трошин назвал фронтальный опрос и работу в группах. Но, как признался педагог, ему не хватало эмоциональной раскованности, слишком мешало волнение, которое он так и не смог побороть.
Непростую задачу поставила перед собой Елена БЕЛОВА из Екатеринбурга. На уроке развития речи по публицистике Дмитрия Лихачева она попыталась порассуждать с московскими семиклашками о том, кто же такой интеллигентный человек. А еще вспомнить вместе с детьми, какие типы речи они вообще знают. На самоанализе Елена Геннадьевна подчеркнула, что ее урок – первый в системе по развитию речи «Как строится урок-рассуждение». Увы, ей помешала излишняя эмоциональность. Елена Геннадьевна постоянно куда-то торопилась, доводя темп урока до немыслимого. Впрочем, неоспоримым «плюсом» урока стало то, что учитель пытался рассказать детям не только об особенностях типа речи «рассуждение», но и помочь им обозначить свою собственную нравственную позицию.
Несколько скованным показался на конкурсном уроке молодой учитель русского языка из города Миньяра Челябинской области Александр МАШУКОВ. Темой занятия он выбрал цитирование: пытался доказать ребятам, как с помощью высказываний писателей, поэтов и философов можно сделать свою речь богаче и образнее. Жюри, впрочем, упрекнуло Машукова в том, что он совсем не обратил внимания на повторение знаков препинания, увлекшись развитием речи. Зато одиннадцатиклассники успели почитать свои патриотические эссе о Москве и России.
…У каждого конкурса свое лицо, свой характер, свои победители. Евгению Славгородскому удалось доказать – быть творческим и неординарным можно на любом уроке, объясняя самую труднопроизносимую тему. Все дело в самом учителе. В глубине его мировоззрения, в педагогическом таланте.
Хорошо, что в этом году оценивались именно творчество и свежий, нестандартный взгляд на школу, детей, мир и самого себя. Умение видеть в привычном новое и неизведанное. А еще искренность и желание работать.
Комментарии