search
main
0

И швец, и жнец

Проблемы у зарубежных коллег те же, но платят больше

Вряд ли для кого-то является секретом тот факт, что обывателя всегда интересует очень простой вопрос – сколько зарабатывает представитель той или иной профессии. Что касается школы, то любой поисковый сайт обязательно выдает массу сведений не только о проблемах, стоящих перед педагогами, и состоянии дел в образовании, но и о заработной плате учителей и директоров в различных странах.

Вот, например, последняя сводка о самых высоких зарплатах учителей по странам, в среднем за год:

1) Швейцария – $110000;

2) Люксембург – $100000;

3) Канада – $74000;

4) Германия – $70000;

5) Нидерланды – $67000;

6) Австралия – $67000;

7) США – $60000;

8) Ирландия – $53000;

9) Великобритания – $45000.

Хотите узнать уровень зарплат директоров – умножьте эту сумму примерно вдвое. Важно отметить, что заработок педагога любого уровня напрямую связан со следующими факторами:

  1. Стаж. Обычно прибавка к жалованью происходит каждые пять лет независимо от того, на каком уровне образования трудится педагог (дошкольное образование, начальная, средняя, старшая школа, вуз). Если человек проработал в системе до пенсии, его зарплата становится в несколько раз выше той, с которой он начинал трудовой путь.Поэтому так часто приходилось слышать от коллег о том, как, уйдя на заслуженный отдых и получив достойную пенсию, они осуществляют свою мечту (обычно это или кругосветное путешествие, или переезд в теплые края)! Россия, кстати, входит в список стран, которые желают обязательно посетить образованные люди. Кто-то мечтает посетить музеи Москвы, другие едут в Петербург изучать архитектуру, а есть и такие, кто стремится проехать по Транс-Сибирской магистрали на поезде.
  2. Ученая степень. Получив диплом бакалавра, молодой специалист приходит работать в школу на начальную ставку. Если человек повышает уровень квалификации, получает степень магистра, зарплата существенно вырастает. Доктор наук имеет право практически на такую же зарплату, как у директора школы.Материальное стимулирование играет не последнюю роль в продолжении исследований, в написании диссертации, особенно среди специалистов помоложе, то есть тех, кто обладает достаточным запасом энергии и хочет удвоить свой оклад побыстрее. Но если педагог предпочел остаться бакалавром, отношение к нему не изменится. Его зарплата будет по-прежнему повышаться каждые пять лет.
  3. Госгарантии. В государственных школах оклад учителя гарантирован законодательством страны. Администрация школы может выдвигать педагога, например, на премию за особые заслуги, но не имеет права решать, кому сколько денег дать. Начинающий работать в школе после вуза молодой учитель точно знает, какой оклад ему гарантирован, при условии, что он выполняет свои обязанности.

Поразительный для нас факт: в США и некоторых других развитых странах по-прежнему существует разрыв между зарплатой, которую получают мужчины и женщины, занимающие одинаковую должность.

Какие обязанности выполняет директор школы в западных странах и как на них повлияла пандемия? Почти полтора миллиарда учащихся в 188 странах мира испытывают на себе сложности, вызванные изоляцией, внезапным переходом с очного на онлайн-обучение и обратно, неуверенностью в завтрашнем дне и непредсказуемостью действий властей.

В феврале 2021 года менее 40% школ в 33 странах были вновь открыты для очного обучения. Естественно, жизнь педагогов, родителей, детей кардинально изменилась. Многие страны с тревогой сообщают о массовом уходе учителей с работы, люди не выдерживают напряжения, перегрузок.

Посмотрим на обязанности, сформулированные в описании должности директора школы в США и Европе. Они весьма схожи. На первом месте стоит обеспечение безопасности школьников и трудового коллектива. Как преподаватель английского языка с большим стажем, я стараюсь держаться в курсе новостей, просматриваю сайты на английском языке.

Портал Yahoo! (www.yahoo.com) в основном освещает события в США, Deutsche Welle (www.dw.com) помещает качественные материалы о Европе. Сознаюсь: в последнее время я просматриваю заголовки и краткое описание происшествий в США, но не читаю их подробно. Похоже, каждый день стреляют, убивают, грабят…

Не представляю, каким образом директор школы должен обеспечить чью-либо безопасность. В последние месяцы все больше сообщений о том, как хакеры вломились в Zoom и устроили безобразие во время дистанционного урока. Кроме того, участились случаи, когда учитель видит нечто ужасное, происходящее в доме ученика, и звонит в службу спасения 911.

В странах Европы школы сейчас часто закрыты, занятия ведутся в онлайн-режиме. Что должен делать директор в таких условиях? Цитирую список обязанностей:

1) руководить учебным процессом;

2) отвечать за логистику и бюджет;

3) устанавливать цели обучения для учащихся и учителей согласно национальной программе;

4) следить за эффективностью работы коллектива;

5) предоставлять отчеты органам образования;

6) следить за новинками в образовании.

Стоит отметить, что национальная программа обучения (The National Curriculum) в большинстве стран Запада является обязательной для выполнения. Если директор школы и учитель хотят, например, участвовать в международных проектах, в конкурсах, олимпиадах, такая деятельность подпадает под внеклассную работу. На уроках требуется четкое следование учебному плану, за его выполнением строго следят органы образования всех уровней.

Если школа показывает хорошие результаты финальных экзаменов, директор имеет право подать заявку на грант для обеспечения дополнительных программ, на стипендии для одаренных студентов и оборудование для новых классов. Если результаты низкие, назначаются комиссии по проверке, разрабатываются меры помощи. Пример: в некоторых штатах лишь 30% учащихся старших классов сдают экзамены на положительные оценки и переходят на финальную ступень обучения в школе.

В некоторых странах Европы цифры также бывают низкими – 20‑25%. Что делают остальные? Либо родители определяют их в частные школы, что весьма дорого, либо подростки идут на какие-либо профессиональные курсы, в училища и начинают работать. Судя по новостям, определенные категории населения вообще не знают, что такое нормальный труд, и живут на пособие по безработице либо занимаются незаконной деятельностью.

Конечно, кино не реальность. Однако когда я смотрю сериал «Полиция Чикаго», то поражаюсь не столько уровню преступности, сколько тому, как правдиво показана жизнь города. В течение десятилетий Чикаго является своего рода символом разгула гангстеров, шаек, безнаказанности преступников всех видов. В наше время, если верить сериалу, достигнуто некое неустойчивое равновесие. Начальник полицейского отдела прекрасно знает, где какие шайки орудуют. В случае нужды он отправляется на переговоры с главарями, как правило, чернокожими.

За увешанным золотыми цепями молодым криминальным авторитетом разгуливают группы менее важных молодых ребят, которые явно никогда в жизни не занимались честным трудом. Самое поразительное то, что всем все известно, но силы порядка не могут что-либо изменить.

Согласно ежегодным опросам педагогов всех уровней в различных странах директор – это обязательно лидер, имеющий опыт работы преподавателем, понимающий права и обязанности работников образования, готовый разрешать любые конфликты, умеющий общаться с родителями, попечителями, школьниками, чиновниками…

Вспоминается высказывание британского премьер-министра Уинстона Черчилля: «Ни одному министру даже не снились то влияние, та власть, которыми обладает любой директор школы». Мой знакомый директор школы из Германии сформулировал суть своей работы просто: «Мы всегда должны быть готовы к неожиданностям».

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте