search
main
0

… и с законами?

Комитет по науке, культуре и образованию оказался в достаточно сложной ситуации: или выбирать как минимум два варианта, или создавать третий, новый, или предлагать единый. Выбрали второй вариант, создали согласительную группу, в которую вошли депутаты, представители Минобразования, Госкомвуза, правительства и педагогической общественности. Она рассмотрела свыше четырехсот поправок, подготовила единый вариант законопроекта. На совместном заседании двух комитетов, занимающихся образованием, – Думы и Совета Федерации – был поддержан законопроект, в котором было принято 25 поправок. Некоторые из них имели принципиальное значение. Поправки устраняли конкурс в старшие классы школы, закрепляли за образовательным учреждением в бессрочное бесплатное пользование земельные участки, вводили ежеквартальную индексацию нормативов и, что не менее важно, абсолютные размеры финансирования образовательных учреждений, предоставляли возможность создания попечительских советов образовательных учреждений, суб’екты Федерации получали право на установление дополнительных налогов, льгот, стимулирующих развитие образования. Очень важно, что в законопроекте (в статье 40) подтверждалось, что минимальный уровень средств, которые должно выделять государство на развитие образования, должен составлять не менее 10 процентов национального дохода, а второй пункт 40-й статьи был дополнен абзацем о 3-процентной доле финансирования и о расходной части федерального бюджета высшего профессионального образования, что была сохранена статья 54, где определено соотношение уровней заработной платы работников образования и средней зарплаты в промышленности.

В начале апреля правительство направило в Думу письмо, в котором, поддерживая единый законопроект, предложило устранить из него следующее: нормы гарантированных расходов на образование в размере не менее 10 процентов национального дохода и защищенность соответствующих статей бюджета всех уровней на образование, нормативное финансирование образования и индексацию в соответствии с темпом инфляции. Правительство предложило записать статью 40 в таком виде: “Финансирование развития образования производится ниже уровня, обеспечивающего приоритет сферы образования и выполнение конституционных гарантий прав граждан на бесплатное образование”. Статью 54 правительство записало так: “Размеры ставок и окладов педагогических работников образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава устанавливаются Правительством России в зависимости от квалификации работников и сложности труда, с учетом средней заработной платы в промышленности, индекса потребительских цен, исходя из приоритетности образования”. (При этом, каким будет этот учет, не знает никто).

В варианте правительства предлагалось финансировать все виды аккредитованных учебных заведений, но в об’емах, не превышающих государственные нормативы затрат. Это означало, что опять какое-то ведомство по неизвестным обществу критериям будет определять, сколько и какому учебному заведению добавить или вообще не давать ему государственных средств.

13 апреля состоялось заседание Комитета Госдумы, на котором было принято решение вынести на обсуждение Думы вариант единого законопроекта. 17 же апреля фракция “Выбор России” внесла свой, альтернативный, законопроект. Главная его направленность – всемерное развитие негосударственного образования, линия на приватизацию образовательных учреждений. Этот проект до того не обсуждался суб’ектами Федерации, общественностью, его не рассматривали комитеты и комиссии Госдумы и Совета Федерации. Он готовился тайно для всех, его авторы рассчитывали, что быстрота и натиск, с которыми этот проект будет предложен, обеспечат ему успех или по крайней мере приведут к тому, что не будет принят законопроект, одобренный всеми.

21 апреля состоялось первое чтение нашего законопроекта, альтернативный – “Выбора России” – был отклонен. В результате был принят Думой согласованный законопроект в том варианте, в каком его представили комитеты Госдумы. В июле – второе чтение, затем, надеюсь, пройдем и третье.

Евгений Кокорев,

председатель подкомитета по образованию Госдумы РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте