search
main
0

И с гордостью неси венец терновый. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили сквозь призму поэзии

Нет, это не борьба с ветряными мельницами, это борьба с обыденностью, с унынием! И мы здесь вместе: учитель и ученик. И на нашем щите начертаны только два слова: Любовь и Творчество! И никакой корысти, ибо Дух бескорыстен по своей природе! Как у Пастернака:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца…

А еще:

Как важно говорить по существу,

Как важно делать в этой жизни что-то…

Чтобы мечта сбывалась наяву,

Чтобы счастливым становился кто-то…

И верным оставаться ремеслу,

Своим трудом добыть свой хлеб

насущный,

Не став при этом сумрачным и скучным,

Не изменив себе по существу!

(Марина Шкробова)

Не изменить себе – значит не прозевать свою дорогу, услышать свое призвание, почувствовать свою суть: помните, как сказал учитель Пушкина по математике, когда тот в который раз не смог решить задачи у доски: «Садитесь, Пушкин, и пишите свои стихи!»

И еще: не бывает маленьких людей с маленькими миссиями. Любая Миссия требует содействия, хороших попутчиков! А мы – хорошие попутчики своим детям? Может ли каждый из них сказать или подумать:

И я учусь, что мудрость – плод терпения,

Что многословие подчас скрывает ложь,

Но, подвергая все перу сомнения,

Ты истины обратные найдешь.

Земная Жизнь – это путь самосовершенствования, поиски Гармонии Духа и Природы, Земли и Неба. Дети – носители Вечности! Как помочь им принести миру дары Духа, ибо с этими дарами они ниспосланы на Землю. Педагогика начинается со звездного неба! Вспомните Экзюпери:

Как сквозь пальцы вода, время льется

поспешно.

Ах, месье Антуан, только дети

безгрешны.

Что дано нам постичь, не увидишь

воочью,

Звездный хор бубенцов слышу

я каждой ночью…

Имя Экзюпери – легкий парус отваги.

Знал месье Антуан: нет дуэли без шпаги,

Откровенья без слез, да и мы понимаем,

Что в ответе за все, что к себе

приручаем!…

А какова грань (степень?) этого приручения в Педагогике? Да и (вспоминайте Лиса!) «приручить можно только те вещи, которые полюбил… Может быть, все наше педагогическое мастерство и держится на одной-единственной задаче – ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ! И именно наша любовь, переплавленная в самые современные технологии и методики, должна позволить нашим воспитанникам устоять в этой жизни, научиться делать самостоятельный выбор!

И как будто с небес звездным перезвоном сыплются на нас эти вопросы и ответы:

Кто подвигнет тебя к небесам?

Только сам!

Кто низвергнет тебя с высоты?

Только ты!

Где куются ключи к твоей горькой

судьбе?

Лишь в тебе!

Чем расплатишься ты за проигранный

бой?

Лишь собой!

Что сказать мне тебе и кляня и любя?

Верь в себя, верь в себя, верь в себя!!!

(Николай Левинтов)

Легко ли?! Верить в себя, находить в себе силы?

Мало того, что, безусловно, нелегко, так законы Гармонии требуют от нас не только легкости и грации в исполнении своей роли, но и красоты! В чем красота Гуманной Педагогики?

Если любишь, люби красиво!

Если учишь, учи красиво!

Если благо дарится безобразно,

оно будет отвергнуто!

Если восполняешься Светом сам,

восполнишь Светом других!

Сила тайная, магия властная,

Белый дым с берегов, облаков.

Не бывает напрасным прекрасное

Ныне, присно, во веки веков!

(Федор Тютчев)

Вот она, мудрость жизни, ее школа, «скале» (лат.), лестница… лестница духовного восхождения! Где она находится? В учителе и только! – отвечает Шалва Амонашвили. Школа – это учитель! Это учитель ведет ученика от поражений к победам. Но при этом не дай нам Бог свернуть на тропинку,где поражение станет камнем преткновения, а победа – лучом ослепляющим! Это всего лишь ступеньки, и люди разных эпох постигли великую мудрость:

Равно встречай успех и поруганье, не забывая, что их голос лжив… (Р. Киплинг)

Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца! (А. Пушкин)

Но пораженье от победы ты сам не должен отличать! (Б. Пастернак)

Но как при таком подходе согласовать все устремления Духа, как научиться жить по велению Сердца?! Ответ дает тот же Пушкин, восклицая:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг

благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой

высший суд:

Всех строже оценить умеешь

ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный

художник?

Так что идите и раздаривайте свет своей Души, становитесь Героями духа, ибо, как писала Ахматова: «Осуждены, и это знаем сами, мы расточать, а не копить!» Отдавший свет умножит его в себе, больше звезд озарят ваше Звездное Небо! Давайте вопрошать и надеяться вместе с Николаем Гумилевым.

Как могли мы прежде жить в покое

И не ждать ни радостей, ни бед,

Не мечтать об огнезарном бое,

О рокочущей трубе побед.

Как могли мы… но еще не поздно,

Солнце духа наклонилось к нам,

Солнце духа благостно и грозно

Разлилось по нашим небесам.

Чувствую, что скоро осень будет,

Солнечные кончатся труды

И от древа духа снимут люди

Золотые, зрелые плоды.

Пожалуй, вся «соль» Гуманной педагогики состоит в том, чтобы вместе решать задачу. Записывайте условия! Дано: «икс» – Жизнь моих учеников, «игрек» – моя Жизнь, жизнь Учителя. Вопрос: как прожить нам эту земную Жизнь, чтобы постичь свой смысл Жизни и помочь в этом детям?!

Как хочется заглянуть в какой-нибудь мудрый учебник, где на последней странице есть ответы! О! Это слишком легкий путь! Вот маленькая подсказка из учебника народной мудрости:

«То, с чем я родился, – подарок Бога. То, с чем я умру – мой подарок Богу!»

А дальше – выбор каждого из нас.

Только не торопитесь!

Задача не требует спешки!

Это задачка со звездочкой (повышенной сложности)!!! У нее множество ответов. Ее надо научиться решать! Это равносильно овладению искусством ЖИТЬ творчески, с наслаждением, полагаясь на свои силы, не сетуя на темноту и невежество вокруг, а просто зажигая свою маленькую свечу!

Наверное, виднее,

Тому, кто нами правит.

Мир медленно стареет,

Но смысла не меняет.

Ни глупость, ни жестокость,

Ни чувство милосердья

Нас заставляет пропасть

Воспитывать усердье.

Приняв свой хлеб насущный,

Жить пленом дня и духа.

Но суетный и скучный,

Мир, если сердце глухо…

Жизнь – тонкое искусство

В ней ямб, хорей и анапест.

Не торопитесь требовать

Аплодисменты! Занавес!

Окончание. Начало в № 28

Приняв свой хлеб

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте