search
main
0

И рядом с автотрассой может выжить сад

На территории нашего Центра развития много зеленых насаждений. Детский сад находится в непосредственной близости от крупной автомобильной магистрали, поэтому почти весь периметр территории засажен деревьями и кустарниками, которые защищают от шума, пыли и выхлопных газов машин.

На территории ЦРР №183 в изобилии произрастают разные жизненные формы растений, представленные большим количеством видов. Деревья и кустарники как лиственных, так и хвойных пород гармонично сочетаются с дикорастущими и культурными травянистыми растениями. Большое внимание уделяется в нашем учреждении устройству цветников – начиная с марта и почти до конца ноября на территории детского сада цветут цветы, цветущие растения сменяют друг друга в зависимости от времени года и месяца, начиная с первоцветов и кончая астрами, хризантемами. В наших цветниках есть как многолетние цветковые растения, так и однолетние.

Разбивая клумбы и цветники, мы постарались найти оригинальные дизайнерские решения, высадив цветы в различные вазоны (деревянные тачки, вазы, подвесные кашпо), клумбы в форме насекомых придумали сами дети. Часть посадочного материала была подготовлена воспитанниками детского сада, осенью дети собирали семена бархатцев, календулы, космеи, астр, а весной в теплице выращивали рассаду этих цветов, чтобы потом высадить ее на клумбы.

Для расширения экологического пространства у нас на территории также существуют уголок леса, розарий, сиренгарий, альпийская горка, которая интересна сочетанием объектов живой и неживой природы: камни различного окраса и размера, травянистые растения, кустарники. Альпийская горка дает возможность ребенку соприкоснуться с первозданной природой, не выходя за пределы города. Растения на альпийской горке в нашем учреждении подобраны так, что цветение различных видов можно наблюдать с мая по октябрь, а наблюдения можно вести и в зимний период благодаря наличию хвойных растений и березы на штамбе. Детям интересно то, что горка выглядит по-разному в зависимости от времени года. Весной и летом она привлекает бабочек и шмелей, можно наблюдать одновременно во взаимодействии объекты живой и неживой природы, связи между растениями и насекомыми. Общие виды альпийской горки, красота растений, сочетание различных красок способствуют развитию эстетического вкуса у детей.

На территории нашего дошкольного учреждения создан аптечный огород, который позволяет ознакомить детей с многообразием лекарственных растений и с их применением. С мая по октябрь дети наблюдают за ростом лекарственных растений, за их цветением, образованием плодов и семян. Аптечный огород – трехъярусная горка с открытым со всех сторон доступом к ней. Возле каждого растения в аптечном огороде имеется табличка с его фотографией и названием, составлен каталог произрастающих на нашей территории лекарственных растений. Знакомясь с лекарственными растениями, дети не только узнают, как выглядит и называется то или иное растение, какой оно имеет запах, но и какое применение это растение имеет в медицине. Воспитанники детского сада знакомятся с практическим применением таких лекарственных растений, как подорожник и чистотел, узнают о целебных свойствах пижмы, шалфея, мяты. На занятиях в аптечном огороде ребята имеют возможность вспомнить названия частей растений с точки зрения употребления в медицинских целях той или иной части лекарственного растения.

К проведению занятий в аптечном огороде привлекаются медсестра или родители, имеющие медицинское образование.

Таким образом, правильный подбор видового состава растений не только расширяет знания детей о разнообразии растительного и животного мира, но и благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние детей, вызывает положительные эмоции и создает у них хорошее настроение.

Любой посетитель, будь то взрослый или ребенок, лишь только переступив порог Центра развития ребенка №183, попадает в уютную и спокойную атмосферу экологического холла. Приглушенное освещение, желтовато-зеленоватый оттенок окраски стен и потолка, мелодичное журчание воды в водопаде создают прекрасные условия для релаксации. Экологический холл – одно из излюбленных мест отдыха воспитанников ЦРР. Здесь, сидя в уютных креслах или на удобных декоративных пенечках, дети могут полюбоваться обитателями больших аквариумов. Аквариумы расположены вдоль одной из стен холла, они оборудованы подсветкой, благодаря которой можно разглядеть малейшие детали аквариумных жителей. Аквариумы созданы так, что в них гармонично сочетаются естественные и искусственные водные растения. Разбитые амфоры и осколки кораблей, лежащие на песчаном или каменистом дне, – не только убежище для обитателей аквариумов, они делают аквариумы более интересными и красивыми, а также создают ощущение таинственности. Все аквариумы заселены пресноводными рыбами разной окраски, формы и размера. Здесь и юркие гуппи, и важные скалярии, и пугливые сомики. По дну и по стенам аквариумов ползают неторопливые улитки – большие и маленькие. Наблюдая за аквариумами, дети не только расслабляются и получают эстетическое удовольствие, но и знакомятся с аквариумом как экосистемой (кусочком водоема), узнают от педагогов названия водных растений и рыб, прослеживают взаимосвязи между обитателями и окружающей средой. Экологический холл – не только место релаксации, но и удобное место для проведения занятий и тематических экскурсий. Дети наблюдают за поведением водных обитателей, способами их передвижения, участвуют в кормлении рыб, узнают о значении воды, света, грунта и воздуха в их жизни.

Помимо каскадного водопада и аквариумов в экологическом холле размещены различные игрушки и скульптурки, связанные с водной тематикой, которые сочетаются с общим дизайном и делают атмосферу более живой и интересной.

В ЦРР выделено отдельное помещение для зимнего сада. Нынче зимний сад находится в стадии становления, но уже сейчас мы располагаем достаточным количеством комнатных растений различных видов из различных природных зон. Помещение зимнего сада достаточно просторное, хорошо освещенное, с большими окнами и обилием дневного света. Наш зимний сад оборудован искусственным водоемом с рептилиями, водопадом и аквариумами, что также создает повышенную влажность для выращивания тропических растений.

Зимний сад становится прекрасной зоной релаксации, где дети могут немного отдохнуть, погрузиться в мир природы, понаблюдать за поведением обитателей аквариумов и водоема, за ростом и цветением комнатных растений, сравнивать состояние растений на улице и в зимнем саду в разные времена года. От созерцания цветов тропических растений, особенно если они цветут в зимний период, дети получают огромное эстетическое удовольствие. Вот представьте себе: на улице зима, мороз, а у нас в зимнем саду буйство зелени и цветов. Разве это может оставить равнодушной восприимчивую душу ребенка!

Среди зарослей растений прячутся фигурки оленя с олененком, а под потолком парят игрушечные птицы. Около водоема расположился крокодильчик, а в зарослях хлорофитума видна готовая к нападению змея. Но не стоит их опасаться, ведь это всего-навсего игрушки, так любимые нашими детьми.

Ощущение присутствия в природе дополняют маленькие механические птички, которые зальются веселой песней, лишь только хлопнешь в ладоши.

Татьяна ДАНИЛИНА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №183, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации

Для справки

Татьяна Данилина работает в системе дошкольного образования с 1970 года, ей было 25 лет, когда ее назначили заведующей детским садом. Скоро четверть века, как Татьяна Александровна работает с коллективом детского сада №183. За эти годы учреждение активно включилось в инновационную и экспериментальную деятельность, получило статус Центра развития ребенка и стало одним из лучших в Юго-Восточном округе. Благодаря профессиональным и личностным качествам Татьяна Александровна сумела выстроить систему социально-педагогического партнерства с родителями воспитанников и создать уникальную предметно-пространственную среду для всестороннего развития детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте