В Северной столице прошла XXIV международная научно-практическая конференция “Служба практической психологии в системе образования: достижения и устремления”. Она состоялась на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и собрала так много участников, что самый большой лекционный зал был переполнен.
Почти 600 специалистов приехали поговорить об опорных и проблемных точках работы школьных психологов.
Работа в новых условиях
Как можно было заключить из приветственной части форума, в целом ситуация с психологической службой в образовательных организациях неплохая. Если говорить о Санкт-Петербурге, то сегодня в системе образования города работает почти тысяча психологов, тогда как школ в городе – порядка 700. В больших городах даже выдерживается норматив из расчета: один психолог на 300 детей.
Как отметила директор института психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук Светлана Безгодова, с нормативной базой как раз и связано несколько проблемных вопросов. Прежде всего, она часто вступает в противоречие с актуальными вопросами образования. Даже если школьный психолог может помочь в каком-то вопросе, этот вопрос формально выпадает из поля его компетенции. Деятельность психолога в большинстве случаев зависит от возможностей образовательной организации и поэтому проходит довольно существенную фильтрацию.
С точки зрения специалистов-психологов, актуальными проблемами образования сегодня можно назвать: преобладание индивидуальных особенностей обучающихся над общественными характеристиками, преобладание опосредованного общения над непосредственным общением, неоднозначность культурных традиций и ценностных ориентаций, новые формы девиаций. Учителям приходится работать, учитывая, что в классе есть индивидуалисты и коллективисты, причем первых гораздо больше, чем вторых. Также нужно понимать, что сегодняшние дети в случае какой-либо нештатной ситуации первым делом не бросаются на помощь, а начинают снимать видео.
Исследования американских ученых подтверждают, что молодое поколение не подвержено сильной рефлексии. Например, в знаменитом примере с вагонеткой, когда подросткам предлагают выбрать, куда ее направить: туда, где стоит один человек, или туда, где стоят пятеро, никто из участников эксперимента не думает долго. Дети действуют, как в компьютерной игре: молниеносно. Представители же предыдущих поколений размышляли над вопросом с вагонеткой дольше по времени и не могли решиться направить транспорт на людей.
Сами практикующие психологи часто называют проблемным полем несовпадение запроса системы образования с представлением психологов о задачах психологической службы в образовании. Например, специалисты считают, что в их компетенции осуществлять психологическое консультирование, проводить коррекционную работу, осуществлять психологическую диагностику. Администрация образовательной организации же может ставить перед психологом свои задачи, например, проводить не только коррекционную, но и развивающую работу с детьми, работать над психологическим просвещением. Эти вопросы требуют урегулирования, поскольку разночтения часто приводят к конфликтным ситуациям.
Родительство – непростой труд
Затронули на конференции и тему психологической помощи родителям. Она действительно важна для многих взрослых. В последние годы даже появился такой термин, как “родительское выгорание”, и это выгорание не зависит от количества детей. Родительство – очень непростой труд, и педагогам, и психологам об этом нужно помнить. К сожалению, сегодня существует тенденция, когда во всех “грехах” ребенка винят родителей. Бывает, что педагоги изначально настроены на критическое отношение к тому или иному родителю, но это неконструктивный подход.
Психологи отмечают, что родителям важно дать понять и почувствовать, что вместе с учителем они команда, которая хочет добра ребенку, не союзники и не противники, а именно люди, объединившиеся для помощи юному человеку. Кроме того, педагогам следует помнить, что родитель не может стать экспертом, объективно оценить ситуацию с ребенком, поскольку семейные отношения завязаны на эмоциях.
В то же время, поводом для радости может служить тот факт, что родители стали чаще обращаться за психологической помощью. Порой их запрос внешне связан с ребенком, но, по сути, оказывается, что в помощи нуждается взрослый. Когда эта помощь приходит вовремя, очень многие семейные и учебные проблемы ребенка снимаются.
Статистика
По данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин испытывает стресс часто или постоянно. 58% респондентов готовы обратиться за профессиональной помощью, остальные предпочитают справляться с проблемой самостоятельно. 88% опрошенных никогда не обращались к психологу. Также социологи выяснили, к кому обращаются взрослые в случае конфликта с детьми. Оказалось, что в первую очередь – за помощью к супругу или любимому человеку (25%). 21% также попросили бы помощи у своих родителей, а каждый десятый – у друзей (11%). Помощь специалиста предпочитают 8% опрошенных. Еще 2% обратились бы к священнослужителю.
В регионах
На душевное и эмоциональное состояние взрослых обращают внимание и в образовательных организациях в регионах. Так, красноярский детский сад № 183 организовал для родителей воспитанников арт- и игротерапию, сеансы медитации и релаксации в сенсорной комнате. Также семьи могут посетить обучающие тренинги, получить консультацию психолога, принять участие в парных занятиях вместе с детьми. Эта работа служит профилактикой эмоционального выгорания, снятием стресса, формированием навыков и знаний, которые помогут мамам и папам создать необходимые условия для их детей. Педагоги отмечают, что ребенок лучше развивается и учится в комфортных для него эмоциональных условиях.
Фото Марии Голубевой из архива “УГ”
Комментарии