Период самоизоляции и дистанционного образования, а также переход на удаленный способ работы не только выявили пробелы, но и помогли изменить многое в обычном укладе жизни людей. Многие педагоги в школе были вынуждены в срочном порядке осваивать новые программы и приложения, которые помогали бы оставаться на связи со своими учениками, облегчать сам процесс преподавания дисциплин на удалении. И надо сказать, что у многих школ это хорошо получилось – создание собственного программного обеспечения показало высокий уровень образованности, компетентности.
Но если для школьников сам метод общения с использованием мессенджеров и специальных приложений давно освоен, то педагогам дошкольных групп пришлось искать новые подходы к методам и технологиям подачи материала и работе с воспитанниками и их семьями. Одним из таких инструментов стал сайт образовательной организации. В обычное время сайт – это инструмент для продвижения и рекламы процесса обучения и воспитания. Если же рассматривать работу сайта в непростой период самоизоляции, то именно он становится первым помощником и организатором в распределении времени на обучение и воспитание ребенка в семье, а также удобным для всех источником информирования законных представителей.
В кризисных условиях основной задачей воспитателей оставалась доступность информации. Развитие информационных технологий способствовало быстрому распространению Интернета, он есть практически у каждого ученика и воспитанника, и это позволяет приходить к каждому своевременно. Помимо этого нужно было соблюсти ряд условий, а именно:
– время использования детьми компьютера строго регламентировано в соответствии с возрастными особенностями, поэтому длительность подачи материала должна быть ограничена строгими временными рамками;
– подача материала, тема, цель и задачи должны быть изложены в соответствии с образовательной программой, годовым планированием;
– дидактические материалы, используемые в работе, должны быть адаптированы ко всем категориям воспитанников, в особенности к детям с ОВЗ.
Неконтролируемое использование детьми дошкольного возраста компьютера с Интернетом ведет к состоянию, подобному неврозу, и провоцирует излишнее увлечение компьютерными играми, приводит к зависимости. Следовательно, важно помнить о правилах СанПиНов и следовать им. Материалы для демонстрации воспитанникам, используемые в видеороликах, должны соответствовать возрасту детей, для которых они сделаны, выглядеть эстетично, но не стоит также забывать, что для детей с особенностями в развитии цвет, форма, яркость, звуки имеют важное значение.
Хотелось бы коснуться и такой темы, как использование в видеоматериалах опыта работы прошлых лет. К примеру, в нашем отделении функционирует мини-музей «Забытая старина». Инсталляция русской горенки и жизненного уклада русского народа широко используется педагогами в проводимых праздничных мероприятиях, на занятиях, фестивалях, конкурсах, в объединениях дополнительного образования. Упоминание о ней в видеороликах помогало заинтересовывать детей, присланные в ответ голосовые сообщения и видеоответы от воспитанников с воспоминаниями о проведенных в музее мероприятиях свидетельствовали об этом. Именно это навело на идею перевести музей в электронный формат.
Важно помнить, что видеоролики дети просматривают с родителями и старшими родственниками, а значит, и им стоит уделить некоторое время в создаваемых видеозанятиях, к примеру, давая задание детям, можно попросить помочь ребенку в связи с отсутствием такой возможности у педагога. Необходимо помнить и понимать, что задание для ребенка должно быть несложным и выполнимым именно им: не стоит излишне уповать на помощь взрослых, ведь в период работы на удалении родители не могут посвящать все время выполнению сложных заданий для детей.
Желательно записывать ролики в разных форматах, это не только покажет уровень компетентности педагога, но и станет сюрпризом для детей. К примеру, при записи в формате видеоконференции в Zoom, когда демонстрация фотографий по теме занятия идет не в режиме презентации «экран в экране», а позволяет видеть крупным планом фото и комментировать их, показывая педагога в небольшом окошке, сохраняется присутствие педагога и применяется правило наглядности для демонстрируемого дидактического материала.
Видеоматериалы занятий для детей старшего и подготовительного к школе возраста снимались с учетом актуальных сейчас метапредметных связей и для активизации практических навыков ребенка в обычной жизни и улучшения активности обратной связи воспитанников с педагогами. Дети активно участвовали в организованных дистанционных конкурсах, присылали свои рисунки, фотографии работ, видео с чтением стихотворений наизусть, а также делились своими впечатлениями от занятий.
Таким образом, становится понятно, что само по себе дистанционное образование для дошкольников не влечет для педагога недостижимых задач и целей, но вместе с тем не заменяет полноценно очных занятий и общения, так необходимого детям в обычной жизни.
Валентина ЩЕРБИНИНА, воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии