Несколько лет назад в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования озаботились вопросом: каков он, современный петербургский учитель? А в 2018 году провели исследование, в рамках которого как раз и попытались найти ответ на этот вопрос. При этом провели параллель в надежде разглядеть в современном петербургском учителе облик учителя будущего.
Нужно заметить, что портрет учителя-современника получился довольно ярким. Без сомнения, приоритет остается за молодежью. Тем более что в российском образовании именно с молодыми учителями связывают много надежд. Другое дело, нужно понимать, только ли молодость является преимуществом учителя будущего или есть еще безусловные достоинства.
Сейчас в Северной столице дефицита молодых кадров практически нет. Каждый год в школы города приходят 700-800 выпускников педагогических вузов и педагогических колледжей. Сколько при этом остается в школе после первого года работы – вопрос еще малоизученный, но в большом городе существует множество вариантов построения карьеры, поэтому удержать молодежь в школе трудно. Это нужно учитывать.
Исследование специалистов АППО показало, что у сегодняшнего молодого учителя большой гуманистический потенциал: он хочет и готов работать с детьми, однако его выбор педагогики как сферы своей профессиональной деятельности рационален. Молодой учитель не идеалист. Он скорее реалист. Мобильный и прагматичный. Если его что-то не устраивает, он не будет себя неволить.
К очевидным плюсам можно отнести высокую степень обучаемости, ценность образования и информационную компетентность молодежи. Именно молодежь часто нагружают воспитательной функцией, и это оправданно, поскольку молодые учителя, пока есть запал, работают классными руководителями добросовестно и с азартом. Правда, в образовательных организациях видят в молодежи не столько ресурс для развития школы, сколько учеников, которые нуждаются в наставничестве. Любопытно, что при этом только 50% молодых учителей заявили, что им необходим наставник. Наставником они видят социально и профессионально успешного человека. С наставничеством, к слову, все не так просто, как кажется. Например, опытные педагоги признают, что готовы консультировать молодежь, но как только представители последней просят показать образцы практической деятельности, начинаются проблемы. Не все из опытных педагогов хотят подвергать сомнению свою профессиональную деятельность.
Молодежи также кроме узкопредметной составляющей в рамках повышения квалификации нужен серьезный разговор о текущей ситуации в образовании, о проблемах и перспективах. Если их позиция, личный вклад никому не интересны, то люди превращаются в ремесленников, инертных исполнителей. Многим молодым учителям такой сценарий профессионального развития не нравится.
Нужно заметить, что у опытных педагогов тоже есть претензии к молодежи. В частности, исследование подтвердило, что в школах очень ценят предметную подготовку молодых специалистов. Она действительно сильная. Но как только начинаются такие педагогические вопросы, как интересен ли детям твой предмет, почему они отказываются слушать на уроке, у молодого учителя наблюдается психологический и методический ступор.
И все-таки результаты исследования специалисты считают обнадеживающими: если и есть поколенческий конфликт между молодостью и опытом, то он преодолим и некритичен. Кроме того, несмотря на то что современный учитель характеризуется как прагматик и реалист, есть моменты, которые выдают его альтруизм. Он по-прежнему согласен с утверждением, что работа с детьми – это служение.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии