search
main
0

И поможет нам мониторинг

​Система мониторинга для естественно-научных и математических дисциплин позволяет проверить все уровни усвоения учащимися учебного материала и приводит к повышению результативности математического и естественно-научного образования, то есть способствует увеличению числа школьников, усваивающих учебный материал на более высоких уровнях.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает  проведение педагогического мониторинга и использование  его как неотъемлемого инструмента управления образованием. С точки зрения современного деятельностного подхода наиболее значимы показатели по тем  видам деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Этот подход был реализован при проведении международных исследований TIMSS и PISA, при подготовке контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ. Мониторинг учебных достижений обучаемых – система сбора и обработки информации о процессе усвоения школьниками учебного материала при изучении предметных дисциплин, позволяющая судить о достигнутом уровне усвоения каждым учащимся в любой момент времени и прогнозировать дальнейший ход его развития. Полнота и достоверность информации играют принципиально важную роль в процессе управления качеством образования, при этом возникает необходимость в непрерывном слежении за результативностью обучения.  Эта система должна быть инвариантна по отношению к используемым технологиям обучения, так как задачу повышения результативности обучения можно рассматривать как одну из стратегических целей образования. Ранее задачу построения системы мониторинга, позволяющей отслеживать и прогнозировать так понимаемую результативность, не ставили. Педагогический мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией для принятия решения, его объекты – это результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.   Сложившаяся система контроля качества учебных достижений учащихся обладает некоторыми существенными недостатками, затрудняющими реализацию современных направлений модернизации образования и управления его результативностью. Ограниченность знаний об объекте управления – образовательном процессе – и о каждом из его субъектов не позволяет педагогам определить степень и особенности управленческих воздействий, необходимых для повышения результативности образования. Такое положение дел отчасти обусловлено отсутствием теоретических разработок, в которых предлагали бы непротиворечивые таксономии учебных целей и научно обоснованные системы средств диагностики их достижения. Педагогический мониторинг может стать средством, способным решить  эти проблемы.Мониторинг служит важным и неотъемлемым компонентом системы управления деятельностью в учебном процессе, именно деятельность – основной объект педагогического мониторинга. В последнее десятилетие активно исследуют вопросы, связанные непосредственно с разработкой систем мониторинга, поиском набора инструментов, позволяющих осуществлять оценку объема знаний как отдельных учащихся, так и целых групп.В основе системы мониторинга учебных достижений учащихся при изучении естественно-научных и математических дисциплин лежат идеи деятельностного и кибернетического подходов. Кибернетический подход позволяет спроектировать управление процессом усвоения учащимися учебного материала. Циклический вид управления с обратной связью и, следовательно, с регуляцией процесса обучения осуществляется не только с учетом конечного продукта, но и на основании сведений о процессе получения этого конечного продукта. Кибернетическая модель учебного процесса и специфика дидактических задач на разных этапах обучения позволяют выделить входной, текущий и выходной виды мониторинга. Входной мониторинг предназначен для актуализации, воспроизведения знаний и умений учащихся, необходимых для усвоения новой информации и при необходимости его коррекции. Текущий мониторинг используется после изучения новой информации и  включает диагностику результатов процесса усвоения знаний и формирования умений для обнаружения отклонений от запланированных результатов и выявления причин затруднений учащихся. Для выявления сформированности необходимых знаний и умений, уровня усвоения учебного материала и его соответствия запланированным результатам служит выходной мониторинг. Для каждого вида мониторинга с учетом требований к информации обратной связи определены средства диагностики, с помощью которых можно получить информацию о процессе усвоения знаний и умений учащихся. Анализ специфики естественно-научных и математических дисциплин, изучаемых в школе, позволил определить содержание мониторинга, основной объект которого – усвоение методов познания, применяемых в научных областях, имеющих алгоритмическую структуру. На основе деятельностного подхода выбрана таксономия учебных целей, базирующаяся на трех типах деятельности: репродуктивной, реконструктивной и вариативной. Это позволяет объективировать результативность обучения, связав ее с уровнями усвоения методов познания, проявляющимися в наблюдаемых действиях учащихся по их применению.  В качестве средств диагностики, отвечающих требованиям управленческой информации, можно использовать диктант, тест, задания на дополнение ответа, на вставку пропущенного ключевого слова, задания с альтернативным выбором ответов, задания на восстановление соответствия, аналогии, последовательности и исключение лишнего, задания на организацию деятельности по применению алгоритмов.   Совокупность средств диагностики представлена диагностическими учебными задачами, которые позволяют судить об уровне усвоения информации каждым учеником в любой момент времени, обеспечивают необходимую информационную основу для принятия адекватных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей. Таким образом,  соблюдаются  такие  принципы, как объективность, оперативность, валидность, достаточность, доступность, полнота, что представляет собой систему мониторинга учебных достижений учащихся при изучении естественно-научных и математических дисциплин.  С помощью предлагаемой системы мониторинга для естественно-научных и математических дисциплин можно проверить все уровни усвоения учащимися учебного материала. Применение  этой системы приводит к повышению результативности математического и естественно-научного образования, то есть  способствует увеличению числа школьников, усваивающих учебный материал на более высоких уровнях усвоения (реконструктивном и вариативном).Ольга МИТИНА, методист ОУМЦ СВАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте