search
main
0

И помнит мир спасенный. Седьмая симфония Шостаковича в кольце блокады

Такую книжку мог написать только Евгений Линд. Только сам создатель знаменитого школьного музея «А музы не молчали» мог так бережно и талантливо перенести на книжные страницы один из главных залов уникальной коллекции, сохраняя все ее своеобразие, живое дыхание, щемящую душу подлинность.

Задача-то была – написать о Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, о подвиге музыкантов, исполнивших ее в кольце блокады. О музыке, которая, по свидетельству мировой прессы, впервые стала явлением социальным, выразившим невероятную стойкость человеческого духа и способность к сопротивлению. О том, как умиравшие от голода музыканты поднимали на подвиг даже тех, кто в мирные дни ни разу не слышал живого симфонического оркестра. Линд рассказал об этом единственно возможным для себя и уникальным образом: с помощью документов и фотографий, писем и интервью, воспоминаний, собранных за три с лишним десятилетия учителями и детьми, ветеранами военных оркестров и защитниками Ленинграда в музее 235-й школы. Здесь очень мало авторского текста. Но документы и комментарии к ним выстроены так, что слышишь, кажется, взволнованные голоса героев, видишь их просветленные лица. Будто вынутые из выставочных витрин, приближенные к читателю, они воспринимаются острее, выпуклее. Даже давние друзья музея, хорошо знающие историю блокадных муз, неожиданно находят в книге новые для себя факты, интересные подробности, ускользающие от внимания посетителей в музейных залах. Конечно! Там рядом с письмами дышат своей необъяснимой энергетикой подлинные инструменты, принадлежавшие блокадным музыкантам. Там фрак и дирижерская палочка, которые помнят живого Карла Ильича Элиасберга, управлявшего героическим оркестром. Там яркий предметный мир, а в книге – только слова. Но в том-то и тайна, и счастье Линда, что он один знает, как эти простенькие, искренние строчки соединить, чтобы забилось от волнения сердце понимающего читателя. Потому что каждая из приведенных строк доставалась ему и его следопытам годами упорного, страстного поиска. Почти за каждой – история покруче иных современных детективов. Дотошность и добросовестность, с какой собирались и складывались в единую картину отдельные свидетельства, стократно проверялись и перепроверялись, можно сравнить только с работой высококвалифицированных специалистов.

Есть в этой работе и другой, особенный смысл. Дети – теперь уже можно сказать несколько поколений детей, – общаясь с музыкантами, артистами военных лет, воинами, защищавшими Ленинград, узнавали о той войне, что называется, из первых уст, из первоисточника. И педагоги их всеми силами старались протягивать десятки, сотни нитей от старших к младшим. Хранить не просто экспонаты, а нечто гораздо более важное – живую связь поколений. Имена юных следопытов и учителей, помогавших им в работе, достойно соседствуют в книге с именами найденных героев, чуть отступая, как и положено, в тень. Некоторые из этих ребят, закончив и школу, и вузы, до сих пор приходят в свой музей, чтобы повидаться с людьми, которых когда-то так настойчиво разыскивали, впервые приглашали в школу. Сложилась целая система музыкальных праздников и встреч, концертов, на которых всегда удается создавать прекрасную атмосферу единения, когда фронтовые песни стариков радостно подхватываются хором юных. Во многом благодаря музею в обыкновенной муниципальной школе №235 уже много лет сохраняется система бесплатного музыкального образования. Дети учатся играть на разных инструментах, поют и продолжают дружить теперь уже, к сожалению, с немногими оставшимися в живых артистами военной поры.

Через пять десятилетий, прошедших со времени страшной блокадной поры, очевидцы и ученые, писатели и врачи продолжают обсуждать и осмысливать, исследовать потрясающий феномен небывалой высоты духа голодного замерзшего города. Одни утверждают, что первой погибала интеллигенция, плохо приспособленная к бытовым трудностям. Другие, напротив, приводят примеры быстрой деградации и гибели тех, кто не умел поддерживать духовные силы с помощью любимого дела, дорогих сердцу книг, стихов, музыки. Все согласны, однако, что невозможно преувеличить роль ленинградского радио, этого голоса человеческой культуры, который буквально вытаскивал из голодной звериной тьмы измученных людей. Нигде и никогда музыка не играла такой роли, как в окруженном врагами, изнемогающем городе. Симфонический оркестр Ленрадио за 900 дней блокады дал 160 концертов, которые транслировались по Союзу и за рубеж, – сказано в книге. По свидетельствам многих гостей из Германии, бывших тогда немецкими солдатами, они ловили музыку, исполнявшуюся в окруженном городе, в своих окопах. Я была тогда совсем маленьким ребенком, жила в мирном теплом городе Ташкенте. Но и я на всю жизнь запомнила склоненную к приемнику голову мамы, неповторимое, удивительное выражение ее лица, когда она сказала: «Сейчас начнется трансляция концерта из Ленинграда». Ничего не понимая в музыке, не осознавая еще трагедии далекого северного города, я почувствовала только, что совершается нечто необычное, великое. У Линда есть воспоминания, рассказывающие о концертах перед боем, о концертах во время обстрелов, когда слушатели не покидали своих мест, а музыканты играли израненными пальцами. Причиной тому уже не качество исполнения и не талант композитора, хотя исполнялись, как правило, великие произведения. Это был способ человеческого противостояния. И уникальная особенность именно школьного музея блокадных муз состоит в том, что ощутить эту силу здесь могут дети. Сегодняшние. Завтрашние. Если мы поможем им.

P.S. К сожалению, книгу Линда «Седьмая…» нельзя купить в магазине. Это издание некоммерческое. Ее можно приобрести только по безналичному расчету, перечислив издательству «Золотая книга» 70 рублей за каждый экземпляр.

Телефон издательства в Санкт-Петербурге 272-73-62.

Реквизиты: ООО Издательский центр «Золотая книга».

ИНН 7826103010 КПП 782601001

АКБ «Энергомашбанк» ОАО г.Санкт-Петербург

р/с 40702810300000002894

к/с 30101810700000000754

БИК 044030754

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте