В семье, в которой росла Людмила Михайловна Белякова, к учителю было особое отношение, поистине святое. В чем-то это напоминало отношение к священнику. – Я очень любила всех учителей, и особенно свою первую учительницу, и хотела быть похожей на нее. Когда она ходила по рядам, мне хотелось прикоснуться к ней. Слово «учитель» я всегда произносила с каким-то трепетом, – вспоминает Людмила Михайловна.
Ее воспитывала в основном бабушка, простая крестьянка (родители поднимали целину), и когда после окончания школы Людмила сообщила ей, что хочет стать учителем, бабушка очень обрадовалась. Она была просто счастлива, что ее любимая внучка выбрала такую нужную и уважаемую всеми профессию.Само желание – учить детей – у нее появилось в начальной школе. Но еще больше она утвердилась в своем выборе, когда уроки русского языка и литературы стала вести Елена Николаевна Старкова.- Теперь уже с высоты своего педагогического опыта понимаю, – говорит Людмила Михайловна, – что учитель русской словесности должен быть сначала мудрым философом, а потом уже педагогом. Людмила Михайловна помнит, как та преподавала литературу. Когда изучали роман Льва Толстого «Война и мир», Елена Николаевна, говоря о Наташе Ростовой, обращалась прежде всего к девочкам, а рассказывая об Андрее Болконском – к мальчикам. И это был важный воспитательный момент. Когда Людмилу Михайловну направили в сельскую школу после окончания Ярославского педагогического университета имени К.Д.Ушинского, она была рада. Ей хотелось учить именно сельских ребятишек, открытых, пытливых, желающих все знать. Ее не смущало, что эта деревенская школа была в 15 километрах от города. И она каждый день вышагивала 15 километров туда и 15 километров обратно. А через три года появилось место в городе. Но Людмила Михайловна отказалась – не хотела оставлять детей, так и проработала в сельской школе пять лет. Вот уже более тридцати лет Людмила Михайловна преподает русский язык и литературу и еще мировую художественную культуру в школе №35 в Рыбинске. Ею восхищаются дети, так же как и она в свое время восторгалась Еленой Николаевной Старковой. Литература для них самый любимый предмет. Сегодня многие педагоги жалуются, что дети перестали читать. А у нее нет такой проблемы – ее ученики много читают, и не только по программе, они любят поэзию, знают много стихов наизусть.За все эти годы у Людмилы Михайловны не было ни одного трудного подростка, со всеми ей легко и интересно. И тем более никто из ее нынешних и прошлых воспитанников не был замечен даже в малых проступках. Она учитель от Бога. И святое отношение к учительской профессии и до нынешних дней живет в ее доме. В семье росли две девочки – Юлия и Людмила. Они всегда с интересом слушали рассказы мамы о ее учениках. Они знали их всех не только по именам, но и как они учатся, какие у них проблемы. И вполне естественным был такой вопрос: «Как там наш класс написал сочинение?» И вот, когда старшая, Юлия, окончила школу, она сказала Людмиле Михайловне: «Мама, я пойду учиться в педагогический, я тоже хочу быть учителем, как ты». Людмила Михайловна не стала, как это нередко бывает в учительских семьях, отговаривать дочь. Наоборот, она обрадовалась, как когда-то ее бабушка. Единственные, кто удивился и даже не одобрил такой выбор, – это ее коллеги, которые уверены: если ребенок из учительской семьи выбрал педагогическую стезю, он не будет счастливым. Юлия так же, как и ее мама, поступила на филологический факультет. Она была на ее уроках и видела горящие глаза детей, их оживленные, одухотворенные лица, она видела истинное педагогическое мастерство. Естественно, видела и черновую работу педагога. И захотела повторить судьбу матери. Путь Юлии в профессию оказался нелегким. На последнюю практику перед выпуском она попросилась в свою родную школу. И тут вдруг тяжело заболела и получила инвалидность учительница русского языка и литературы, у которой Юлия и проходила практику. Девушке пришлось полностью заменить педагога в двух одиннадцатых классах. Директор школы предложила Юлии поработать весь год. По ее просьбе начальник Департамента образования Рыбинска направил официальное письмо ректору Ярославского педагогического университета с просьбой разрешить Юлии Николаевне перевестись на экстернат. Разрешили. Юлия, работая в школе, блестяще сдала государственные экзамены и проявила себя хорошим педагогом. Так, во время практики Юлия неожиданно становится полноправной учительницей в своей школе. Небольшая разница в возрасте педагога и ее учеников не помешала ей наладить с ними хорошие отношения. Дети не только полюбили юную учительницу, но и подружились с ней, сохраняя дистанцию. Относились к ней с уважением, с особым обожанием. Те, первые ученики Юлии навсегда привязались к ней. И хотя она их учила только всего год, они любят ее так, словно Юлия была их самой первой учительницей. Тогда этот первый ее год работы в школе стал для нее проверкой на профессионализм. У нее замечательные отношения с детьми. Не было случая, чтобы с кем-то из них не сложились взаимоотношения. И с родителями своих учеников она дружит. У них полное взаимопонимание. Уже пятнадцать лет она преподает, как и Людмила Михайловна, русский язык и литературу. И радостно на душе матери, что Юлия так же уверенно идет по жизни, как и она сама. Юлия выбирает те же тропы, что и она. Людмила Михайловна в 2003 году была участницей городского конкурса «Учитель года», а в следующем – уже Юлия Николаевна. Но она самостоятельна, у нее свой индивидуальный метод преподавания и общения с детьми. Теперь у Юлии Николаевны новая должность. Ее назначили заместителем директора школы. И тут тоже видны ее ответственность и ее желание все делать на высоком уровне. Мать и дочь – в одной школе. С одной стороны, это хорошо. С другой – накладывает особый отпечаток. Когда Юлию только назначили администратором, Людмила Михайловна вдруг заметила, что кое-кто из ее коллег уже не так доверительно с ней общается. Но скоро все наладилось, потому что Людмила Михайловна не изменилась, да и сама Юлия Николаевна Ткаченко осталась все такой же открытой, приветливой, доброжелательной. А с начала этого учебного года в этой школе работают уже три учителя из одной семьи. Целая династия. Пришла сюда и младшая дочь Людмилы Михайловны – Людмила Андреевна. Она преподает, как и мама, мировую художественную культуру. Людмила-младшая тоже самостоятельна во всем. Возможно, даже более, чем ее старшая сестра. У нее тоже свой стиль преподавания, свой стиль общения с детьми. Она тоже окончила Ярославский педагогический университет. Затем поступила в аспирантуру на очное отделение. И ей тоже, как и Юлии, предложили поработать в школе, еще учась в аспирантуре. Людмила согласилась. И ее тоже сразу полюбили дети. Она притягательно приветлива. Улыбчивая. Ходит по школе и улыбается солнечной улыбкой. Педагог-праздник. Благодаря Людмиле Андреевне в школе стало будто светлее и радостнее. Нередко молодые учителя, жизнерадостные в студенчестве, придя в школу, сразу становятся строгими, неприступными и как бы казенными, считая это одним из обязательных атрибутов своей профессии. Это учеников отдаляет от такого учителя. Людмила-младшая блестяще окончила аспирантуру, защитила диссертацию и продолжает работать в своей школе. Трое учителей из одной семьи служат детям. Все талантливые, преданные своему делу. Людмила Михайловна и Людмила Андреевна окончили аспирантуру, могли бы преподавать в университете. А остались в школе, выбрав, на взгляд многих, не самую престижную стезю. «Самое главное, – считает Людмила Михайловна, – не в тех деньгах, что нам платят, главное – в моральном удовлетворении и радости, которую дарят нам дети». Рыбинск, Ярославская область
Комментарии