2009 год в Москве был объявлен Годом равных возможностей. Поэтому в учебно-воспитательном процессе гимназии №1517 был сделан акцент на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и на формирование у учащихся толерантного отношения и эмпатии к людям с инвалидностью. Эта проблема для педагогического коллектива гимназии не нова. Ее разработка ведется уже несколько лет.
СтатфактИнформация к сведениюНа базе зеленоградской школы №1194 состоялась V окружная научно-практическая конференция «Интеллект» для учащихся начальных классов школ округа. Впервые к участию в конференции были приглашены и дошкольники. Еще одно новшество – тематическая секция для учителей начальных классов «Мир профессий». Две из детских секций также были посвящены различным профессиям и их выбору.Перед началом конференции всех ее участников – учащихся и педагогов, а также родителей – приветствовала методист окружного методического центра Е. Корнеева, которая отметила, что все ребята, которым предстоит защищать свои проекты, уже стали победителями, так как они лучшие в своих школах. Праздничное настроение всем подарили выступления фольклорного коллектива «Жар-цвет» и воспитанников студии спортивных бальных танцев «Альянс» ДЮЦ «Каравелла».Работа конференции шла в восьми секциях: «Хочу все знать», «Мы – исследователи», «Все обо всем», «Это интересно», «Тайны мира книг», «Я выбираю профессию», «Мир профессий», «В мире профессий» (для учителей).Итоги были торжественно подведены после окончания работы секций. Были награждены не только ребята – авторы лучших проектов, занявшие почетные 1-е, 2-е и 3-е места в номинациях. За творчество, разработку интересных тем и успешное применение школьных знаний совершенно заслуженно был награжден каждый юный участник конференции, а также учителя начальных классов, участвовавшие в работе тематической секции для педагогов.
Более двух лет назад по инициативе учителя информатики гимназии Е.Давыдовой был создан коммуникационно-информационный центр «Re@кция». Благодаря огромной работе гимназистов и учителей в феврале 2009 года в виртуальном пространстве сети «Интернет» заработал уникальный, не имеющий аналогов проект «Коммуникационно-реабилитационный центр «Содружество» (http:// sodruzhestvo.gym1517.ru) для детей с ограниченными двигательными возможностями на базе гимназии.
Еще на начальных этапах создания данного центра девятиклассницами гимназии Екатериной Пологих и Анной Сапожниковой под руководством педагога-психолога гимназии Е.Гюлмалиевой проводился интернет-опрос по проблеме организации досуга, ориентированный на изучение интересов и увлечений детей с ограниченными двигательными возможностями. По результатам этих исследований была подготовлена исследовательская работа на тему «Досуг как средство улучшения психоэмоционального состояния детей с ограниченными двигательными возможностями». В процессе исследовательской работы учащиеся выявили взаимосвязь между показателями психоэмоционального состояния и уровнем социализации детей с ограничениями в движении личности детей с ограниченными двигательными возможностями.
Дети-инвалиды, как и все, хотят жить наполненной событиями полноценной жизнью. Как показал опрос, большинство детей с ограниченными двигательными возможностями испытывают недостаток живого общения со сверстниками – крайне ограничен круг лиц, с которыми они могут поделиться своими переживаниями и радостями, найти ответы на волнующие их вопросы. Поэтому часто единственным доступным средством общения и обмена информацией становится Интернет. Основной задачей в своей работе учащиеся, принимавшие участие в исследовании, поставили организацию и поддержку тематического раздела «Досуг» на web-портале Коммуникационно-информационного центра «Re@кция». Эта работа стала лауреатом окружного конкурса «Лидер».
Коммуникационно-реабилитационный центр «Содружество» работает в виде социального сервиса и социальной сети, то есть сервиса, ориентированного на создание личных профилей участников в сочетании с возможностями коммуникации между участниками пространства социальной сети. Цель работы центра – формирование открытого образовательного пространства равных возможностей для учащихся гимназии и детей с ограниченными двигательными возможностями жизнедеятельности. Уникальность центра заключается в том, что, с одной стороны, происходит включение детей с ограниченными двигательными возможностями в среду сверстников, а с другой стороны, учащиеся гимназии получают навыки взаимодействия с детьми с ограниченной жизнедеятельностью. В рамках виртуального центра «Содружество» организованы сообщества – группы людей, связанные общими интересами. «Творчество» (модератор – ученица 9-го «А» класса Татьяна Евсеева) – в этом сообществе публикуются и обсуждаются творческие работы участников, отзывы, комментарии, аннотации к работам и культурным событиям. Еще один раздел – «Общение» (модератор – ученица 7-го «Б» класса Наталья Осипова) – включает в себя форум, на котором идет обсуждение тем, предложенных участниками проекта. Раздел «Учеба» (модератор – ученица 8-го «Б» класса Мария Зюзюкова) предполагает консультации учителей, специалистов из вузов, ученых, задействованных в нашем проекте. Рубрика «Исследовательская деятельность» (модератор – ученица 7-го «Б» класса Анастасия Полянская) – совместная работа над учебными исследованиями и проектами, поиск соавторов, получение рецензий и так далее. Тематика разделов веб-сайта позволяет учесть разные интересы детей с ограниченными возможностями и помочь найти свою коммуникативную нишу в среде сверстников.
Программа «Год равных возможностей» в гимназии №1517 активно реализуется вне виртуального пространства сети «Интернет» – офлайн. В гимназии Год равных возможностей стартовал уже в декабре 2008 года. Учащиеся и учителя гимназии с огромным интересом участвовали в акции по оформлению и рассылке новогодних поздравлений для людей с ограниченными возможностями. На красивых бланках-открытках, которые гимназисты изготовили самостоятельно, теплые новогодние пожелания рассылались по Интернету, раздавались на улице, в общественном транспорте. В марте была проведена благотворительная акция «Весна-красна», посвященная народным традициям. В этой акции принимали участие дети с ограниченными возможностями. Ученики гимназии и дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности с удовольствием участвовали в веселых конкурсах и в фольклорном празднике «Масленица» – с большим аппетитом ели горячие блины, а самым трогательным моментом праздника было загадывание желаний и сжигание чучела Масленицы.
В апреле 2009 года участники гимназического театрального кружка поставили спектакль по сказке С.М.Михалкова «Зайка-зазнайка». На премьеру в гимназию были приглашены ученики интерната №101, в котором учатся дети с тотальными нарушениями слуха. Юные актеры с большим пониманием и ответственностью отнеслись к этому спектаклю и очень старались сделать так, чтобы все зрители поняли слова, произносимые со сцены. Не владея искусством пантомимы (в классическом понимании этого жанра), учащиеся гимназии старались, четко артикулируя, медленно и внятно произносить все фразы, использовать все возможные выразительные средства. Теплая и дружеская атмосфера театрального праздника надолго останется в детских сердцах.
Практика организации общегимназических мероприятий, ориентированных на интеграцию учеников гимназии и детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, показала свою эффективность. Это помогает воспитывать детей чуткими, добрыми и дает нам, взрослым, надежду на будущее.
Е.ГЮЛМАЛИЕВА, педагогог-психолог гимназии №1517, А.КРУПЕНИНА, методист ОМЦ СЗОУО, кандидат психологических наук
Комментарии