А что для вас означает творчество на уроке?
Этот вопрос я попеременно задавала всем десяти конкурсантам, коих судьба свела в одной номинации. Мое первое знакомство с ними не дало ответа на вопрос: “Что объединяет столь разных педагогов?”. Ведь в одной номинации оказались и воспитатель дошкольного учреждения, и учитель иностранного языка. Ясно, что каждый из них имеет свой уникальный, неповторимый опыт раскрытия творческих способностей своих подопечных. Но должны же быть объединяющие всех “надпредметные” связи.
Конечно, в понятие “творчество” каждый из педагогов вкладывает свой смысл. Кто-то объяснялся со мною высоким штилем, мол, творчество – это вдохновение, дар Божий, это Путь к постижению прекрасного. Другие говорили о горящих детских глазах, о единении душ на уроке в процессе творчества. В конце концов мне удалось набросать схематично портрет учителя, работающего творчески.
Во-первых, он сам создает что-то новое, реализует свои способности, совершенствуется постоянно. Пишет стихи, как Александр Луговской, занимается краеведением и поиском исторических документов, как Олег Замараев. Или создает фольклорные ансамбли, как Вилория Шожукпан и Ирина Волобуева. Одним словом, творческий учитель обязательно выходит за рамки урока. Во-вторых, для учителя-творца нет бесталанных детей и все его подопечные успешны. И в-третьих, самореализация, самовыражение учителя-творца делают его счастливым, свободным человеком. Школа ему никогда не наскучит, он всегда готов изобретать что-то новое, раздвигая рамки привычного. Таких людей, конечно же, надо лелеять, беречь, всячески поддерживать в коллективах.
Меня порадовало, что в номинации представлены разные учителя-предметники. Стереотип мой был окончательно сломлен, когда я обнаружила всего одного учителя литературы и двух преподавателей музыки. Я почему-то была убеждена, что перевес будет на их стороне. Литература, музыка приобщают детей к прекрасному, учат сопереживанию, умению выражать свои чувства и дают простор воображению и творчеству. Но в номинации явное преимущество было на стороне преподавателей иностранного языка (четыре человека). Случайность? Думаю, что нет.
Полагаю, что из всех испытаний, выпадающих на долю конкурсантов, урок – самое главное. Четко изложенная, умело поданная накануне педагогическая концепция, конечно же, важна. Но, как правило, ее создание – коллективный труд и учителя, и методиста. Это вполне объяснимо и понятно. Самому творцу осмыслить свой опыт нелегко. Взгляд со стороны и помощь других людей необходимы и вполне закономерны. Урок – другое дело. Здесь подсказка, чужой опыт все равно что одежда с чужого плеча. Здесь жмет, там просторно. Как сделать одежку своею, удобною? Тут учителю никто не помощник. Он сам выбирает, каким путем идти, от каких своих способностей и возможностей исходить. Тогда он и органичен, и свободен, и успешен.
– На что похож этот предмет у меня в руках? – озадачивает малышей воспитатель Катерина Витальевна Малкова.
– На конвертик.
– На лодочку.
– На шапочку.
– На стакан.
В глазах малышей восторг, удивление, когда они наливают в эти стаканчики воду и поливают цветы.
– А хотите сами сделать такой же? – спрашивает Катерина Витальевна.
Ну кто откажется от такого предложения? Работа закипела. Как же незаметно пролетают 30 минут урока. У детишек только разыгралась фантазия, они наперебой тянут свои поделки строгому жюри. У одного это сумочка, у другого – шапочка, у третьего – клюв доброй птицы. Счастливы все. Это и есть результат урока. Правда, Катерина Витальевна считает нужным объяснить взрослым, что техника оригами – это не только увлекательное, интересное занятие. Она способствует развитию логико-математических представлений у детей. Но последним этого знать не нужно. Они, окружив милую воспитательницу, наперебой интересуются, будут ли еще занятия.
С малышами, конечно, проще. Они открыты, доверчивы, легко включаются в игру, в процесс творчества.
Однако и другие конкурсанты сумели организовать уроки так, что творчество ребят стало его обязательной составляющей. Правда, для этого им пришлось решить ряд задач. Ребят постарше расшевелить все-таки труднее.
Задача первая. Создание на уроке атмосферы доверия и непринужденности. Ясно, что творчество без внутренней свободы и полного раскрепощения немыслимо.
– Представьте себя в лесу. Тихо-тихо вокруг, – создает зрительные образы учительница музыки Ирина Волобуева. И она тихонько напевает про соловушку, про утро. Красивый голос завораживает. Первая высота покорения юных сердец взята.
Николай Усков доброжелательно напутствует ребят: “Не бойтесь ошибиться!”. А Александр Луговской берет в руки гитару и поет свои собственные песни “Но обращаемся мы вновь к созвучьям слов, чтоб доказать, что есть созвучья душ”.
Необычный зачин урока должен снять напряжение, тревожность. Это верный путь к созданию творческой атмосферы. Надо только не упустить пробудившийся интерес у ребят.
Задача вторая, самая трудная – вовлечь в процесс творчества каждого ученика. В полной мере это удалось Николаю Юрьевичу Ускову, учителю немецкого языка из Красноярска. Позже он поделился со мною своим секретом. До урока он провел с учителем, ведущим этот класс, не один час, просил рассказать как можно больше о своих питомцах. Что они любят читать? Чем увлекаются? Есть ли явные лидеры в классе? Потому и на уроке серьезной, обстоятельной Маше удалось порассуждать о любимом писателе Достоевском. Живому крепышу Олегу, поклоннику спорта и газеты “Спорт-экспресс”, досталась роль корреспондента: микрофон в руки – и вперед… Индивидуальный подход возможен только тогда, когда хорошо знаешь ребят. Но и на уроке можно узнать многое о ребятах. Помогают игра, необычные задания. У Ирины Багиной ребята проявили настоящие детективные способности. Ведь им предстояло восстановить картину происшествий и злоключений забавного героя Руди из одноименной книги популярного немецкого писателя. Разобрались быстро, разделившись на группы. Да еще на уроке успели поупражняться в сочинении стихов опять же на немецком языке.
Небывалое разнообразие различных творческих заданий продемонстрировали все “иностранцы”. Поистине изучение чужого языка – процесс творческий. Ролевые игры, озвучивание диалогов героев мультфильма, письма друзьям, рассказы о хобби. Галина Санаткина, учитель английского языка из Нижегородской области, привезла москвичам письма с конкретными адресами. Пожалуйста, пишите, ребята будут очень рады!
Скептики могут возразить: а не ударяются ли нынешние педагоги в развлекательность? Не приучают ли детей брать то, что интересно, что дается без труда? Ведь как изрекал известный педагогический авторитет Ушинский: “Развитие без накопления знаний – мыльный пузырь”. Отвечу скептикам однозначно: “Нет и нет”. Ну как я могу упрекнуть в легковесности и заигрывании с детьми историка Олега Замараева из Вологодской области! Его исследования по теме “Работа с историческими документами” скоро потянут на добрую кандидатскую диссертацию. С пятого класса он, постепенно усложняя задачи, учит ребят анализировать, сравнивать, оценивать исторические события, выстраивать свои версии. И доказывать их, приводя наставника в восторг. А то, что Олег Владимирович “подбрасывает” ребятам занимательные задачки, только укрепляет интерес к истории. Кому, как не им, разгадывать загадки берестяных грамот или дневников путешественника Дежнева, который на Вологодчине оставил свой след.
Задача третья и последняя. Как оценивать творчество ребят на уроках?
Ведь надо итоги подводить, отмечать успехи. Получается, никуда не уйти от пятибалльной системы? Конечно, на конкурсных уроках можно не ставить ребятам привычных четверок, пятерок. Каждый из учеников сам оценивает свое участие в творческом процессе… словами: “Я старался. У меня был успех. Мне было интересно. Я узнал много нового…”. А на обычном уроке как обойтись без отметок?
Но любой творческий человек сравнивает себя только с собою, вчерашним. Потому недаром многие конкурсанты в своих школах обходятся без отрицательных отметок.
И напоследок вопрос вопросов. Нужны ли нам творцы? Как же, конечно, нужны, скажут мне. Разве можно в этом сомневаться? Но давайте подумаем над тем, что значит компьютер в нашей жизни сегодня. Он ведь во многих вещах будет понадежнее человека. Не ошибается, мыслит логично, четко, выдает решение быстро. А человек заблуждается, огорчается, ошибается, одним словом, “творит”. Вспомните недавний шахматный поединок человека с компьютером. Сегодня еще ничья. А завтра?
Машине творчество и вдохновение вообще не нужны. Но пока мы способны к творчеству, пока мы вовлекаем в этот процесс детей, учим их творить, мы не роботы, а люди.
Надежда ТУМОВА
Комментарии