Для человека, работающего в системе образования, государственные и профессиональные праздники более ощутимы, чем для представителей других профессий. Это связано с тем, что любая юбилейная дата становится векторной направленностью в содержании работы на текущий год. 2010 год для профессиональных колледжей стал годом знаковых юбилеев – Годом учителя, годом 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, годом 70-летия профессионального образования. Не будем размышлять о том, хорошо это или плохо, что мы работаем по сигналам «маяков-праздников». Такая праздничная акцентуация во многом полезна, чтобы разглядеть в буднях пафос настоящих дел и свершений, а в громаде праздничной риторики расслышать тихую интонацию рядового урока обычного преподавателя. В этой методической тишине познания на уроке открываются смыслы педагогического труда учителя по подготовке учеников к профессии.
Политехнический колледж №39. Идет урок спектрального анализа для студентов – будущих техников-химиков, обучающихся по специальности «аналитический контроль качества химических соединений». Преподаватель рассказывает о возможностях химического анализа для глубокого понимания материальной природы окружающих нас веществ. Ситуация на уроке современная: педагог возле интерактивной доски, использует анимационную компьютерную презентацию, где наглядно видны молекулы, вступающие в соединения, и каждому понятны возможности спектрального анализа в познании этого невидимого на первый взгляд мира химии. Затем студенты переходят к мониторам компьютеров и выполняют практическое задание: учебный процесс обеспечен компьютерными программами. Наверное, в этой картинке урока нет ничего особенного, кроме личности преподавателя.У Елены Григорьевны Орешенковой 68 лет трудового стажа и 55 лет педагогического стажа, причем в одном учебном заведении. В свои фантастически молодые 83 года она активно, на современном уровне преподает студентам спектральный анализ. Освоив компьютер в возрасте 72 лет, в настоящее время уверенно использует новые приборы с программным обеспечением для спектрального анализа химических соединений. Елена Григорьевна настойчиво осваивает технологии компьютерных презентаций, которые необходимы для современного уровня преподавания. Павел Шагаев, ее ученик, коллега и заведующий кабинетом технических средств обучения, разработавший более 500 тематических компьютерных презентаций по спектральному анализу, охотно поддерживает своего учителя в освоении новых технологий: «Она заряжает всех какой-то неукротимой энергией любви к жизни, к профессии, с ней все время интересно общаться, проводить опыты, анализировать полученные результаты и почти всегда выходить на уровень жизненных обобщений». В настоящее время в составе общего фонда тематических презентаций несколько десятков разработано Еленой Григорьевной. Фактически нет ни одной темы, которая не нашла бы развернутую наглядно-анимационную структурированную четкость для восприятия и понимания студентами сложных тем химического анализа. Елена Орешенкова – автор учебника «Спектральный анализ», который востребован во всех колледжах России.Она сама страстно влюблена в химическую науку, не устает повторять, что это невероятно интересно – иметь аналитические ключи к тайнам природы и жизни, она заражает этим познавательным интересом своих учеников на протяжении всей своей прекрасной, но нелегкой жизни! Ее педагогическая харизма, азарт, обаяние и заразительность оказались весьма плодовиты по результатам профессиональной деятельности – ее ученики, влюбленные в химию, работают в самых разных сферах и отраслях. Выпускники Орешенковой ведут исследования в области биохимии, иммунохимии, агрохимии, космонавтики, океанологии, криминалистики, полупроводниковой техники в различных заводских, цеховых и научных лабораториях. Спектральный анализ находит широчайшее применение в геологии, металлургии, машиностроении, микроэлектронике, криминалистике, фармацевтике и других отраслях промышленности, где работают техниками-химиками сотни выпускников Елены Григорьевны Орешенковой.Можно с уверенностью сказать, что Елена Григорьевна – педагог, воспитавший не одно поколение научно-технической интеллигенции. Начиная с 50-х годов, когда она начала преподавать в Московском химическом политехникуме им. В.И.Ленина, затем в 60-70-80-90-е годы были подготовлены специалисты, которые востребованы в аналитических научных лабораториях разных отраслей. Ее ученики, получившие затем высшее образование, теперь уже профессионально состоялись как ученые, научные сотрудники ГЕОХИ РАН им. Вернадского, ИБХ РАН им. академиков М.Шемякина и Ю.Овчинникова, ИОХ РАН им. Зелинского, ОАО «Институт пластмасс», ОАО «Мосхимфармпрепараты» им. Н.А.Семашко. Рядом с ней в колледже работают 11 ее учеников – лаборанты, преподаватели, члены администрации колледжа. Все они составляют педагогическую школу Орешенковой, которая включает не только изучение научных понятий и явлений, но и водные походы на байдарках, взятие горных перевалов, поэтические вечера, песни у костра, споры, диспуты, дискуссии и многое другое. За всем этим стоит кропотливая педагогическая работа Елены Григорьевны.Действительно, судьба не баловала Елену Григорьевну Орешенкову. Она дочь профессиональных революционеров, которые в 1937 году были репрессированы без права переписки, а затем расстреляны (в 1954 году родителей реабилитировали). В годы Великой Отечественной войны Елена Григорьевна была участником трудового фронта на лесоповале и лесосплаве, затем мобилизовалась в Мостранс и до конца войны работала автослесарем в Первом автобусном парке на Красной Пресне, в 1945 году вышла замуж, в 1946 и 1948 годах в ее жизни было счастливое рождение дочерей. Уже будучи замужней женщиной и молодой мамой, в 1954 году Орешенкова поступила в Московский химический политехникум имени В.И.Ленина, где затем осталась работать, заочно получила высшее педагогическое образование и квалификацию учителя химии.И сегодня вокруг Елены Орешенковой вращается удивительное подвижническое сообщество людей, влюбленных в химию. «Ее уроки легки и интересны, познавательно активны и эмоциональны» – так говорят сегодняшние ученики Любовь Астахова, Ольга Касаткина, Анастасия Козленко – студентки политехнического колледжа №39. Студенты говорят о том, что не понять спектральный анализ у Елены Григорьевны невозможно, потому что для каждого индивидуально она ищет и находит самые разные методы объяснения, уточнения, закрепления, контроля знаний. Она умеет разжигать и поддерживать познавательный интерес и аналитическое мышление на уроках и лабораторных занятиях, которые тесно взаимосвязаны в профессиональной подготовке. Елена Григорьевна, как отмечают студенты, добивается аналитической точности в профессиональных умениях студентов. Она остается носителем нравственных ценностей поколения и интереснейшим собеседником в области научного знания о мире и человеке. Глядя на увлеченность и молодой азарт этой хрупкой, но сильной женщины, воспитавшей множество поколений учеников, продолжающей энергично и творчески работать, с глубоким уважением думаешь о безграничных возможностях педагогического таланта.Лариса ЛЬВОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии и воспитания НИИРПО
Комментарии