search
main
0

…И никакого мошенничества! Устный счет и фокусы вместо калькулятора

«Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным», – сказал как-то Блeз Паскаль. С этим нельзя не согласиться. Мы пришли к выводу, что у современных детей все меньше желания учить таблицу умножения, производить устные вычисления. Иногда доходит до абсурда: два на два умножают на калькуляторе! Чтобы заинтересовать учеников 5-7-х классов устным счетом, мы придумываем всевозможные карточки: «Угадай слово», «Математические диктанты», занимательные таблицы. Вначале считают с удовольствием, затем, когда познакомятся со всеми карточками, интерес пропадает. Сразу становится понятно – нужно придумать что-то новое.

Воспользовавшись книгой «Математическая смекалка» Б.А.Кордемского (М.: Физматгиз, 1963), мы составили несколько карточек-фокусов для учеников и карточек-шпаргалок для учителя. Простой механизм подсчета результатов дает учителю возможность легко производить вычисления в уме, контролируя результаты, полученные ребятами. Карточки с математическими фокусами – многоразового использования, интерес к ним не пропадает. Нужно только предупредить учеников, что все вычисления необходимо выполнять устно.

Карточка 1

День и месяц рождения:

1. Умножьте число своего (маминого, папиного, бабушкиного и т.д.) дня рождения на 20.

2. Прибавьте к результату 73.

3. Сумму умножьте на 5.

4. К произведению прибавьте номер месяца, в котором вы родились.

5. К результату прибавьте 35.

6. Напишите на планшете результат.

7. Я назову день и месяц вашего рождения.

Например:

6 сентября, или 6.09.

(6 . 20 + 73) . 5 + 9 + 35 = 1009

Способ отгадывания: из любого числа, полученного учащимися, нужно вычесть 400. Последние две цифры в полученной разности будут обозначать месяц, первые (одно или два – число).

1009 – 400 = 609, или 6.09.

Карточка 2

1. Задумайте число.

2. Отнимите 1.

3. Остаток удвойте.

4. Прибавьте первоначальное число.

5. Запишите результат на планшете.

6. Я назову задуманное число.

Задумали 25, 25 – 1 = 24, 24 .2 = 48, 48 + 25 = 73.

Способ отгадывания: Прибавьте к результату, полученному учеником, 2 и разделите на 3. Полученное число будет искомым.

73 + 2 = 75, 75 : 3 = 25.

Карточка 3

2. Умножьте на 12.

3. Результат разделите на 2.

4. Полученное число умножьте на 5.

5. Результат разделите на 3.

6. Результат разделите на задуманное число.

7. К результату прибавьте задуманное число.

8. Полученное число запишите на планшете.

9. Я назову задуманное число.

Например: Задуманное число 5, 5.12 = 60, 60:2 = 30, 30.5 = 150, 150:3 = 50, 50:5 = 10, 10+5 = 15.

Способ отгадывания: из результатов, полученных учащимися, вычесть 10 и назвать каждому ученику задуманное им число.

Карточка 4

1. Задумайте число от 6 до 60.

2. Разделите задуманное число на 3, остаток запишите и обозначьте r1.

3. Разделите задуманное число на 4, остаток запишите и обозначьте r2.

4. Разделите задуманное число на 5, остаток запишите и обозначьте r3.

5. Сообщите мне остатки от деления, и я назову задуманное вами число.

Способ отгадывания: В основе этого фокуса – формула

S = (40r1 + 45r2 + 36r3):60.

Если S = 0, то задуманное число 60.

Если S – любое другое число, то остаток от деления – задуманное число.

Задумано 24.

24:3 = 8, r1 = 0.

24:4 = 6, r2 = 0.

24:6 = 4, r3 = 4

S = (0 + 0 + 30 . 4):60 = 144:60 = 2 + остаток 24.

Задуманное число 24.

Работа по таким карточкам, во-первых, занимательна, во-вторых, стимулирует работу с таблицей умножения, в-третьих, способствует развитию слуховых и зрительных восприятий, в-четвертых, развивает умение учеников переключаться с одного действия на другое.

Таисия БАТАЕВА, учитель математики школы №20 г.Белгорода; Владимир КРАСИЛЬНИКОВ, учитель математики, школы №4 г.Белгорода

Задуманное число 5, 5.12 = 60, 60:2 = 30, 30.5 = 150, 150:3 = 50, 50:5 = 10, 10+5 = 15.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте