«Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным», – сказал как-то Блeз Паскаль. С этим нельзя не согласиться. Мы пришли к выводу, что у современных детей все меньше желания учить таблицу умножения, производить устные вычисления. Иногда доходит до абсурда: два на два умножают на калькуляторе! Чтобы заинтересовать учеников 5-7-х классов устным счетом, мы придумываем всевозможные карточки: «Угадай слово», «Математические диктанты», занимательные таблицы. Вначале считают с удовольствием, затем, когда познакомятся со всеми карточками, интерес пропадает. Сразу становится понятно – нужно придумать что-то новое.
Воспользовавшись книгой «Математическая смекалка» Б.А.Кордемского (М.: Физматгиз, 1963), мы составили несколько карточек-фокусов для учеников и карточек-шпаргалок для учителя. Простой механизм подсчета результатов дает учителю возможность легко производить вычисления в уме, контролируя результаты, полученные ребятами. Карточки с математическими фокусами – многоразового использования, интерес к ним не пропадает. Нужно только предупредить учеников, что все вычисления необходимо выполнять устно.
Карточка 1
День и месяц рождения:
1. Умножьте число своего (маминого, папиного, бабушкиного и т.д.) дня рождения на 20.
2. Прибавьте к результату 73.
3. Сумму умножьте на 5.
4. К произведению прибавьте номер месяца, в котором вы родились.
5. К результату прибавьте 35.
6. Напишите на планшете результат.
7. Я назову день и месяц вашего рождения.
Например:
6 сентября, или 6.09.
(6 . 20 + 73) . 5 + 9 + 35 = 1009
Способ отгадывания: из любого числа, полученного учащимися, нужно вычесть 400. Последние две цифры в полученной разности будут обозначать месяц, первые (одно или два – число).
1009 – 400 = 609, или 6.09.
Карточка 2
1. Задумайте число.
2. Отнимите 1.
3. Остаток удвойте.
4. Прибавьте первоначальное число.
5. Запишите результат на планшете.
6. Я назову задуманное число.
Задумали 25, 25 – 1 = 24, 24 .2 = 48, 48 + 25 = 73.
Способ отгадывания: Прибавьте к результату, полученному учеником, 2 и разделите на 3. Полученное число будет искомым.
73 + 2 = 75, 75 : 3 = 25.
Карточка 3
2. Умножьте на 12.
3. Результат разделите на 2.
4. Полученное число умножьте на 5.
5. Результат разделите на 3.
6. Результат разделите на задуманное число.
7. К результату прибавьте задуманное число.
8. Полученное число запишите на планшете.
9. Я назову задуманное число.
Например: Задуманное число 5, 5.12 = 60, 60:2 = 30, 30.5 = 150, 150:3 = 50, 50:5 = 10, 10+5 = 15.
Способ отгадывания: из результатов, полученных учащимися, вычесть 10 и назвать каждому ученику задуманное им число.
Карточка 4
1. Задумайте число от 6 до 60.
2. Разделите задуманное число на 3, остаток запишите и обозначьте r1.
3. Разделите задуманное число на 4, остаток запишите и обозначьте r2.
4. Разделите задуманное число на 5, остаток запишите и обозначьте r3.
5. Сообщите мне остатки от деления, и я назову задуманное вами число.
Способ отгадывания: В основе этого фокуса – формула
S = (40r1 + 45r2 + 36r3):60.
Если S = 0, то задуманное число 60.
Если S – любое другое число, то остаток от деления – задуманное число.
Задумано 24.
24:3 = 8, r1 = 0.
24:4 = 6, r2 = 0.
24:6 = 4, r3 = 4
S = (0 + 0 + 30 . 4):60 = 144:60 = 2 + остаток 24.
Задуманное число 24.
Работа по таким карточкам, во-первых, занимательна, во-вторых, стимулирует работу с таблицей умножения, в-третьих, способствует развитию слуховых и зрительных восприятий, в-четвертых, развивает умение учеников переключаться с одного действия на другое.
Таисия БАТАЕВА, учитель математики школы №20 г.Белгорода; Владимир КРАСИЛЬНИКОВ, учитель математики, школы №4 г.Белгорода
Задуманное число 5, 5.12 = 60, 60:2 = 30, 30.5 = 150, 150:3 = 50, 50:5 = 10, 10+5 = 15.
Комментарии