Министерство образования Ульяновской области в конце января 2012 года приняло решение о начале перехода на ФГОС в основной школе в пилотном режиме уже в следующем учебном году, то есть с 1 сентября 2012 года. Это было неожиданностью и для педагогов 38 пилотных школ, и для сотрудников регионального ИПК, на которых возлагалось научно-методическое сопровождение эксперимента. На подготовку к началу пилотажа оставалось несколько месяцев.
Пока учебный отдел Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования разрабатывал программы курсов повышения квалификации для учителей-предметников пилотных школ, к непосредственным действиям приступила лаборатория стандартизации образования. В частности, сотрудники лаборатории сформировали временный творческий коллектив (ВТК), состоящий из руководителей и педагогов пилотных школ, и провели в течение трех весенних месяцев серию обучающих семинаров по темам, связанным с переходом на ФГОС. Учебный год в пилотных школах начался в обстановке определенной нервозности, однако уже к октябрю установилась спокойная деловая обстановка. Этому в немалой степени способствовали регулярные заседания ВТК, на которых обсуждались возникающие в ходе эксперимента проблемы. А с начала второй школьной четверти участники временного творческого коллектива начали работать в режиме семинара-практикума. Это происходило так: один-два раза в месяц собирались в какой-нибудь школе, отсматривали уроки и внеурочные мероприятия, а потом обсуждали. Весть о семинарах-практикумах быстро распространилась и в педагогической, и в академической среде города. О желании участвовать в работе ВТК заявили учителя городских и сельских школ, преподаватели и студенты педагогического университета. В итоге все пилотные школы, вопреки страхам и опасениям, получили уникальный опыт, осмысление которого стало содержанием дальнейшей работы ВТК. В следующем году 14 участников ВТК получили сертификаты тьюторов по внедрению ФГОС основного общего образования. Все «пилотники» в течение учебного года занимались разработкой методических материалов по выбранным ими темам, некоторые из которых уже опубликованы в электронном и печатном виде. К началу 2013-2014 учебного года были изданы методические рекомендации по разработке рабочих программ и сборник рабочих программ по предметам, а также рекомендации по организации внеурочной деятельности детей. Вышли из печати сборник программ по внеурочной деятельности учащихся и методические рекомендации по работе с родителями в условиях перехода на ФГОС. Изданы методические пособия по психолого-педагогическому сопровождению реализации ФГОС, методические материалы для изучения личностных и метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы (ООП), опубликована программа изучения сформированности УУД школьников 5-9-х классов. С 1 сентября 2013 года все школы в Ульяновской области перешли на ФГОС в 5-х классах в штатном режиме. Так что педагогические коллективы пилотных школ составили достаточно многочисленный дивизион первопроходцев, опыт которых оказался весьма востребованным. Фактически на базе пилотных школ возникли стажировочные площадки, а школьные интернет-сайты обзавелись методическими разделами, где стали размещаться разнообразные учебно-методические материалы по вопросам, связанным с освоением ФГОС. С апреля 2015 года координацию деятельности ВТК пилотных школ осуществляют сотрудники отдела стандартизации Центра образования и системных инноваций Ульяновской области. В марте этого года в Солдатскоташлинской средней школе Тереньгульского района прошел семинар-практикум пилотных школ по апробации ФГОС основного общего образования по теме «Способы формирования УУД средствами учебного предмета на уроках и в ходе внеурочной деятельности». В семинаре приняли участие педагоги из других пилотных школ Ульяновской области, учителя и руководители школ Тереньгульского района. Участники семинара посетили открытые уроки в начальной школе, уроки географии, физики, биологии, физкультуры в основной школе. Школьные организаторы внеурочной деятельности провели мастер-классы по темам «Как написать статью в газету» и «Плетение из атласных ленточек». Ученики 4-х, 6-х и 11-х классов презентовали свои учебные и социальные проекты. Завершился семинар круглым столом. Собравшиеся высоко оценили работу руководителей школы и учителей и единодушно выразили мнение о том, что в Тереньгульском районе теперь есть методический центр по распространению опыта работы в условиях реализации ФГОС. А недавно аналогичный семинар состоялся в мулловской средней школе №1 Мелекесского района, но уже по другой теме – «Приемы и способы организации коллективной и групповой учебно-познавательной деятельности школьников на уроках». Эта образовательная организация также входит в число пилотных школ, которые в экспериментальном режиме ведут апробацию содержательных и методических подходов к обучению детей в основной школе в контексте ФГОС. Участники семинара – педагоги Мелекесского района и города Димитровграда – посетили открытые уроки и занятия в рамках внеурочной деятельности школьников, на которых отрабатывались приемы и способы организации коллективной и групповой работы школьников. Кроме того, в рамках семинара прошла защита учебных и социальных проектов. Владимир ЯНУШЕВСКИЙ, главный специалист Центра образования и системных инноваций Ульяновской области, кандидат педагогических наук
Комментарии