Инновационный подход к развитию экономики страны требует введения школьников в передовые, перспективные направления, передачи им нового профессионализма. Интеграция науки, промышленности и образования создает необходимые условия для прорывного технологического развития общества.
Работа с прорывными проектами позволяет включить учащихся в разные сферы практики: науки, инновационной промышленности, сферу здравоохранения, в процессы развития городской среды и в прорывные зоны развития знаний, возникающие на стыке разных практик. Работа эта осуществляется совместно с учеными и экспертами, имеющими реальный опыт научных и проектных разработок прорывного фронта. На этой основе возникла идея создать в Северном округе новую сетевую образовательную форму, работающую на стыке общего и дополнительного образования, – детско-взрослую общность нового типа Молодежное многопрофильное конструкторское бюро (ММКБ). Идея создания ММКБ появилась не на пустом месте, этому были предпосылки: территориальная близость образовательных учреждений к вузам и предприятиям промышленности, сотрудничество школ с данными учреждениями, желание школьников участвовать в разработке проектов, лежащих на границе знания и незнания. Работа в проекте направлена на «сдвижку» социокультурной ситуации и предполагает командную работу учащихся. В рамках реализации проекта ММКБ в округе сложилось общее организующее пространство (Координационный совет, Научно-технические методические советы в образовательных учреждениях) и коммуникационно-презентационное пространство (выставка-конкурс научно-исследовательских проектов и технических разработок учащихся «Мир: молодежные инициативы развития», конкурс «Гагаринские чтения»).На конкурс «Мир: молодежные инициативы развития» учащиеся представили работы по техническому творчеству, проектные и исследовательские работы в различных областях научного знания и сферах практики, работы в области ресурсосбережения и рационального использования ресурсов, выполненные под руководством как учителей, так и представителей вузовской науки и передовой промышленности. Некоторые работы выполнены на уровне, позволяющем патентовать разработки учащихся и использовать их для развития инновационного сектора столицы. Высокий уровень разработок подтвердила экспертиза. Представители партнеров-вузов и промышленных предприятий отметили серьезную работу образовательных учреждений округа, направленную на подготовку «инновационного поколения Москвы» – молодых людей, мотивационно и интеллектуально готовых к включению в инновационную экономику города.Экспертизу проектов и исследовательских разработок школьников осуществляют не только учителя-профессионалы, но и представители МЦ САО, УРАО, МИОО, НИИ ИСРОО, МГУ имени М.В.Ломоносова, МФТИ, МАИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, МАТИ имени К.Э.Циолковского, МАДИ, РУДН, МФПА, МГПУ, промышленных предприятий, родительской общественности. Участие представителей науки, вузов, промышленности позволяет обеспечить высокий уровень требований к работам учащихся и заинтересованное, компетентное обсуждение их разработок.Образовательные учреждения округа сотрудничают не только с вузами, но и с передовыми предприятиями – ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «МиГ», КБ имени А.И.Микояна, РКК «Энергия», ГК НПЦ имени М.В.Хруничева, НПО имени С.А.Лавочкина, ОАО «НПО «Молния», НПО «Алмаз», ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша». Задача оперативного научного сопровождения развития знаний осуществляется через работу учащихся на портале эпистемотеки.Одним из лидеров в развитии проекта ММКБ стал лицей №1575. Спектр разработок учащихся – от моделирования малоразмерной авиационной системы для мониторинга земной поверхности и конструирования дистанционно пилотируемого беспилотного летательного аппарата до программирования контроллеров беспроводных сенсорных сетей для управления техническими объектами. Инновационность, творчество, креативность, научность – вот далеко не полный перечень тех качеств, которые позволяют лицеистам в полной мере реализовать инновационные идеи.Группа учащихся школы №1384 по рабочим чертежам собрала действующая модель дистанционно пилотируемого электроэкраноплана. Коллектив старшеклассников школы №596 активно занялся проектированием марсианского пилотируемого экспедиционного комплекса, использующего аэродинамическое торможение у планет. Исследования ребята проводили при поддержке МАИ и Ракетно-космической корпорации «Энергия» (г. Королев Московской области). Результаты работы были доложены на проводимой в Звездном городке VIII Международной конференции, посвященной вопросам пилотируемой космонавтики, и получили высокую оценку специалистов. В настоящее время проект развивается, новые разработки молодого коллектива исследователей представлены на Аэрокосмическую олимпиаду МАИ и на Всероссийскую олимпиаду «Созвездие».Творческая группа учащихся школы №224 под руководством кафедры проектирования ракетно-космических систем Аэрокосмического факультета и кафедры физики факультета прикладной математики и физики МАИ провела исследования возможных способов доставки полезных ископаемых с поверхности Луны на Землю. По результатам был разработан проект рельсового ускорителя масс, расчетные характеристики которого позволяют для современного уровня развития техники и технологии разогнать 20-30-килограммовые одноразовые транспортные капсулы с поверхности Луны до первой лунной космической скорости 1,68 км/с и обеспечить их последующее движение к Земле.Круг интересов школьников широк. Можно утверждать, что есть уже первые, пока еще небольшие, но от этого не менее ценные успехи. В Северном округе идет работа по созданию такого культурного пространства, в котором возможно масштабное и критическое рассмотрение актуальных проблем современного мира. Таким пространством стала Школьная академия наук округа.Выдвижение смелых, нестандартных исследовательских гипотез, организация проектов решения задач, которые до сих пор казались неразрешимыми, разработка технических и дизайнерских моделей, формирующих предметную среду, в которой будут жить новые поколения, – то, на что направлена деятельность школьников в рамках академии.Школьная академия наук Северного округа – добровольное самоуправляемое детское общественное объединение учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учреждений, в состав академии входят учащиеся образовательных учреждений округа, члены школьных НОУ, учителя, руководители и преподаватели вузов, Российской академии образования, а также представители родительской общественности. Школьная академия наук объединяет и координирует работу научных обществ учащихся (НОУ), созданных в образовательных учреждениях округа. Проекты развития Школьной академии наук округа и ММКБ направлены на формирование гражданского заказа на молодежную политику на уровне муниципального образования, округа, города. Работа с детскими и молодежными инициативами позволяет заложить в сознание молодежи концепт целостного восприятия страны, города через сопричастность к развитию той территории, где она проживает. Именно на реализацию этой задачи направлено осуществление проектов Школьной академии наук и ММКБ Северного округа.Н.КОРОСТЕЛЕВА, руководитель структурного подразделения инновационной деятельности МЦ САО
Комментарии