В школе №1148, что на юге-востоке столицы, гостям всегда рады. Неизменно ведут всех сначала к памятнику Достоевскому – учебное заведение носит имя писателя. После такого «благословения» особая атмосфера сопутствует всему происходящему в этом удивительном учебном заведении. Так было и на педагогическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание учащихся в едином образовательном пространстве современной школы». Проходило это мероприятие в рамках ХIХ Международных Рождественских чтений.
В актовом зале школы многолюдно. Здесь собрались ученые, педагоги из других школ, друзья. Этот круг год от года разрастается, 1148-я школа более чем за двадцатилетнюю историю своего существования обрела единомышленников далеко за пределами Москвы («УГ-Москва» в публикации «У «достойников» друзей много» рассказывала о связях москвичей с белорусскими и абхазскими сверстниками). Здесь готовы щедро делиться своим богатым опытом. Представляя гостей, директор Елена Игоревна Косарихина, заслуженный учитель России, непременно употребит доброе слово «друзья». Отрадно, что тема сегодняшнего семинара волнует многих. Наталья Александровна Бондаренко, доцент кафедры открытых образовательных технологий МИОО, особо подчеркнула в своем выступлении социальную востребованность воспитания. Сергей Вячеславович Перевезенцев, профессор МГУ им. Ломоносова, автор учебников по истории России для 5-9-х классов, говорил о том, что разделять сферы образования и воспитания невозможно. Литература и история важные системообразующие курсы, а новые стандарты умаляют их роль.Татьяна Юрьевна Смирнова, директор люберецкой православной школы «Образ», особо заострила внимание на создании целостной системы духовно-нравственного воспитания. Она посетовала, что в современной школе теряется воспитание трудолюбия в детях. А это основа всего, недаром говорят, что труд – это молитва мирянина. Если научить детей трудолюбию, то они будут успешны и в дальнейшей взрослой жизни.А как происходит приобщение к труду и традиционным русским ремеслам, гости из Люберец показали наглядными примерами. В рамках семинара прошли мастер-классы по плетению из ивового прута, изготовлению традиционных кукол, изготовлению и росписи изразцов. Приобщение к народным ремеслам не только воспитывает трудолюбивых, умелых мастеров и мастериц, которые не затеряются в водовороте современной жизни. Через трудовые навыки дети постигают глубокие духовные основы народного творчества, самобытную культуру. Гости из Люберец порадовали всех не только мастерством в труде, но и яркой игрой на сцене, показали фрагмент спектакля «Волшебный фонарь». Зрители дивились, как, оказывается, можно компактно и умело изготавливать объемные декорации. А уж игра юных актеров от всей души заслужила долгие аплодисменты.Время на семинаре летело просто стремительно. Поразительно, как много может вместить всего один день. Атмосфера рабочая, все расписано по минутам, и в то же время царит особая атмосфера праздника. Еще бы! Собрались друзья, единомышленники.Как хотелось побывать на всех открытых занятиях, которые проводили хозяева. Так заманчиво звучали их названия. Надо отметить, что 1148-я давно работает в режиме школы полного дня. И процессы обучения и воспитания здесь гармонично слиты воедино. Это и есть высшее мастерство педагогов, когда все происходит будто само собой и естественно. Вот учитель русского языка и литературы Ольга Валерьевна Тучина и педагог дополнительного образования Анна Эрнестовна Воронцова проводят для ребят музыкальную экскурсию в русский фольклор. Тема занятия «Как пронзительны русские песни» разве может кого-то оставить равнодушным? А урок-беседа по рассказу Паустовского «Теплый хлеб», которую ведут с мальчиками учителя начальных классов Людмила Викторовна Казакова и Елена Вячеславовна Толстых, органично переходит в урок-размышление. Дети рассказывают о своих впечатлениях, анализируют свои поступки. Дорогого стоят такие минуты откровенной беседы. А до каких нравственных высот духа поднимаются школьники на занятиях по литературе, которые проводит Татьяна Ивановна Питерская! Уже стал методическим перлом ее урок «Детство, опаленное войной» по книге Нинель Корибской «871 день». Точно сказано, что литература есть исповедь народа, его душа и быт родной. И в школе имени Достоевского педагоги следуют вечному и верному правилу о том, что литература была, есть и будет учебником жизни. Главное, уметь читать его. Открытые занятия проходили в одно и то же время. Так что из всего богатства, которое открывалось перед участниками семинара, приходилось выбирать. Я не могла не побывать на уроке у Аллы Александровны Лебедевой, учителя МХК. Уж очень тема притягательна, во-первых. А во-вторых, видела ее урок год назад, который она проводила с абхазскими старшеклассниками. Долгое эхо в душе оставило то занятие. О многом хотелось размышлять после урока по бессмертному творению Гомера: и о наших корнях, и о мироздании, и о вражде и мире…А сегодня Алла Александровна предлагает своим старшеклассникам тему: «И этой жизни труд печальный Благословеньем Божьим стал».На уроке старшеклассники погружаются в атмосферу того времени, когда жил и творил великий иконописец Андрей Рублев. Как скупы сведения об этом гении, даже дата рождения точно не известна – 1360 или 1365-й? Но живы его великие творения. И ученикам предстоит совершить свои маленькие открытия. Разбившись на группы, они отправляются на поиски икон Рублева и находят их в музеях, монастырях, соборах… Познавательный и эмоционально насыщенный урок задействует и разум, и сердце. Думаю, тем и хороши такие занятия, что их невозможно потом забыть, остаются они в памяти. Приходится постоянно помнить о своей причастности к чему-то особому и значимому. Нет, недаром эпиграфом семинара стали слова писателя-гуманиста Ф.М.Достоевского: «Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира».Классный час по теме «Милосердие и сострадание в ХХI веке», который проводила Наталья Анатольевна Орехова, я просто не могла пропустить. Как ответят на извечный вопрос пятиклассники?Парты поставлены кругом, чтобы каждый видел лица других. «В современном русском словаре слово «милосердие» помечено как устаревшее. Вы согласны с этим?» – спрашивает ребят учитель. В классе воцаряется чуткая тишина. А перед этим ребята оживленно высказывались, как каждый из них понимает это слово. Милое сердце, доброта, сочувствие другому, страдание вместе, готовность прийти на помощь – надо отметить, что затруднений с определением никто не испытывал. Подумалось, что ребята теоретически все знают хорошо. И словно в ответ на это, незаметно разговор в классе перешел к рассказам о личном опыте. Предварительно, конечно, были и примеры из литературы, и пронзительные строки, но мне показалось, самым важным моментом беседы были бесхитростные, простые детские признания.- Однажды на уроке я упала вместе с лыжами. «Ира, не мешайся, уходи с лыжни», – услышала я. А один человек сказал: «Давай руку».Призадумались после этого признания спорщики. Вроде ничего особенного не произошло. Да и случай сам по себе не такой уж особенный, можно и не заметить. Но они-то, незаметные, и создают общую атмосферу. Каково нам всем жить в мире без сострадания, милосердия, помощи?…Я шла к метро по заснеженной улице. День, проведенный в этой удивительной школе, оказался щедрым на подарки. Узнала, что дружба 1148-й со школой в далеком абхазском селении Алахадзых принесла богатые плоды. В школе проводятся дни абхазской культуры, московские ребята пишут интересные исследования по истории древнего селения в горах, о русском купце Игумнове, который многое сделал для его процветания. Думалось мне: все-таки как много могут изменить в мире всего-то одна школа, всего-то один человек. Великий гуманист Достоевский прав.
Комментарии