search
main
0

И начальная школа может стать исследовательской лабораторией

Исследовательская деятельность, в результате которой школьники учатся сами ставить цель, организовывать процесс ее достижения, планировать и анализировать свою работу, способствует формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.

Работа с различными источниками информации (книгами, энциклопедиями, справочниками, газетными и журнальными статьями, интернет-ресурсами, проведение встреч и бесед с интересными людьми) направлена на развитие информационной компетенции. В ходе проведения исследования учащиеся учатся представлять себя устно и письменно, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо) и способами совместной деятельности в группе, что помогает развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Исследовательская работа направлена и на формирование ценностно-смысловой компетенции, которая предполагает владение учащимися умениями формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому предмету, принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает научное изучение определенной темы или вопроса. Однако, несмотря на то что результаты учебно-исследовательской деятельности младших школьников не представляют зачастую какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретаются общие исследовательские навыки (формулирование темы, проблемы, гипотезы, постановка задач, проведение опыта, наблюдения, эксперимента, сбор и обработка полученных данных, формулирование выводов, представление результатов исследовательской работы). Главная цель использования исследовательской работы в начальной школе – научить активному, универсальному способу получения знаний.

Организация исследовательской работы учащихся включает в себя несколько этапов:

• выбор темы исследования;

• формулирования гипотезы (предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и направлений исследования (те вопросы, на которые мы хотим получить ответы в ходе исследования);

• постановка задач (что нужно сделать для достижения цели);

• определение ресурсов, необходимых для проведения исследования (книги, аудио- и видеоматериалы, беседы с людьми);

• подготовка и проведение исследования (сбор материала, обработка полученного материала и формулирование выводов);

• оформление и представление результатов исследовательской работы.

Следует отметить, что я использую различные формы организации исследовательской деятельности – как индивидуальную, так и групповую работу. Мини-исследования предлагаю наиболее подготовленным учащимся как индивидуальную работу не только на уроке, но и в качестве домашнего задания. Например, при изучении темы «Чередование согласных звуков в корне» некоторым учащимся даю индивидуальное задание провести исследование «Какие согласные звуки могут чередоваться в корне» и представить его результаты. На уроках изучения нового материала использую проведение мини-исследований всем классом. Например, на уроке русского языка в 3-м классе при изучении темы «Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня» проводилось мини-исследование «Где пишутся удвоенные согласные?». Совместно с учителем учащимися была выдвинута гипотеза о том, что удвоенные согласные могут писаться не только в корне, но и в других частях слова. Дети провели самостоятельный анализ подобранного учителем языкового материала, на основе которого ими были сформулированы выводы по изучаемой теме. Для организации изучения темы можно использовать несколько уроков, на протяжении которых организуется исследовательская деятельность учащихся. Скажем, при изучении раздела «Глухая пора листопада» по литературному чтению в 3-м классе учащиеся по группам проводили исследователь-

скую работу «Осень в стихотворениях поэтов XIX-XX веков». Учащиеся совместно сформулировали гипотезу и поставили задачи предстоящего исследования. В соответствии с поставленными задачами учащиеся с помощью учителя, библиотекаря и родителей подобрали материал (в данном случае – литературные произведения об осени) для изучения, наблюдения, анализа и сопоставления. На нескольких уроках учащиеся под руководством учителя анализировали стихотворения, делали выводы, кто-то из учащихся сам попробовал передать свое отношение к этому времени года и настроение, вызываемое им, с помощью стихотворных строк. В результате проведенного исследования каждая группа сформулировала выводы, оформила и представила свою работу.

Необходимо отметить, что данному исследованию (как и любому другому) предшествовала большая подготовительная работа: выполнение заданий на систематизацию и закрепление знаний о средствах художественной выразительности (олицетворение, сравнение, эпитеты), особенностях стихотворного текста (ритм, рифма, настроение).

Много времени на организацию исследовательской деятельности учащихся уделяется и во внеурочное время. Учащиеся 4-го класса по группам проводили исследование по теме «Математика в различных сферах деятельности человека». Каждая из трех групп занималась исследованием своего направления: одна группа изучала «Роль математики в повседневной жизни людей», вторая – «Математика, техника и строительство», третья – «Математика и медицина». Перед началом изучения они определили вопросы, на которые хотят получить ответы в ходе исследования, и ресурсы, которые им помогут изучить данную проблему. Началось исследование в каждой группе со сбора материала различными способами: работа со справочниками, словарями и научными журналами; беседы с родителями, работающими в разных сферах; работа с интернет-ресурсами; просмотр видеофильмов. Далее учащиеся, проанализировав собранный материал и сделав выводы, оформили и защитили свои исследовательские проекты.

Применение исследовательской деятельности позволяет мне максимально использовать возможности, знания и умения, интересы самих учащихся для повышения эффективности учебного процесса. Принцип, которым я руководствуюсь в работе с детьми, можно сформулировать словами А.М.Лобока: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте