Детский сад общеразвивающего вида №1775 расположен в экологически чистом районе Ясенево на Юго-Западе Москвы. У детского сада есть свой кусочек леса, где растут ягоды и грибы, этот уголок мы бережно охраняем, очень много зеленых насаждений, весной распускаются 2 тысячи тюльпанов. Опыт работы эколога «И лучик сердца мы природе отдадим» был представлен на ВВЦ. Педагогический коллектив ДОУ был дважды удостоен премии «Грант префекта» за внедрение в воспитательно-образовательную работу инновационных технологий и ресурсов, он победитель конкурса «Детский сад года – 2005» в номинации «Детский сад». Неоднократно наш детский сад №1775 занимал I место в окружном конкурсе «Московский дворик» в номинации «Лучший школьный и детсадовский дворик». В 2008 году экологический проект ДОУ занял I место на «Ярмарке педагогических идей на Юго-Западе».
Одно из основных направлений нашей работы – экологизация развивающей предметной среды, создание условий для сотрудничества с другими учреждениями. Сотрудники детского сада создали условия, обеспечивающие разностороннее развитие детей – физическое, умственное, эстетическое, социальное, разработали интересные проекты по организации пространства детского сада: созданы этнографический музей «Русская изба», сенсорная комната, комната арт-терапии, лаборатория «Юный эколог», обеспечивающие педагогическую поддержку разных видов детской деятельности.
Большая роль в работе с детьми отводится экспериментированию, исследовательской работе, так как это развивает интеллект ребенка, его познавательную сферу, дает реальную возможность для анализа, сравнения, развития логического мышления, моделирования, оценки реального результата.
Главные условия для организации исследовательской деятельности ребенка – создание развивающей среды и педагогическая поддержка. Наши дети превращаются в ученых и проводят разнообразные опыты и наблюдения в экологической комнате, лаборатории, в группах и на территории. Здесь есть все для проверки собственных гипотез: разнообразный природный материал, коллекции, настоящие приборы, модели и простое оборудование из упаковочных материалов.
Экологическая тропа, фонтаны, песочницы, альпийская горка, цветники – это своеобразная лаборатория на территории детского сада.
Исследования – часть повседневной жизни ребенка. Они тесно связаны с другими видами детской деятельности и органично дополняются изобразительной, музыкальной, физической деятельностью, чтением, праздниками, викторинами, трудом.
По моему мнению, экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе музыкально-театрализованной деятельности активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности.
Педагогический коллектив ДОУ №1775 накопил обширный опыт по интеграции экологического и музыкального воспитания дошкольников. Сценарии праздников и досугов с экологическим уклоном помогают воспитателям и родителям не только заинтересовать детей сюжетом и необычными персонажами, но и помочь детям осознать себя частицей целого мира. Праздников дети ждут с нетерпением, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают атрибуты своими руками и с помощью взрослых.
Итогом этой работы становятся комплексные занятия, театрализованные представления, досуги, праздники. Овладение знаниями о природе в процессе подготовки музыкальных спектаклей способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к природе, растениям, животным, вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции.
Традиционным для детского сада стал праздник «День Земли». К этому дню дети старших групп и педагоги готовят игру-драматизацию с элементами викторины «Большое космическое путешествие».
За время «полета к другим планетам» дети учатся ценить красоту и неповторимость Земли, беречь природу родной планеты, заботиться об ее ресурсах. По окончании праздника все дети и сотрудники выходят на территорию, расчищают площадки, высаживают растения, ухаживают за зелеными насаждениями.
Для проведения летнего праздника музыкальный руководитель нашего детского сада выбрал сценарий эколого-театрализованного спектакля «Одуванчик». Героями спектакля стали насекомые и растения, а история, произошедшая с ними, учит детей не только заботе о самых маленьких живых существах, но и дружбе, добру и взаимопомощи.
Детские души, как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло! Всем нужна забота – и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Нужно научить детей заботиться о природе, и она ответит им чистым воздухом, прозрачной водой, запахом цветов и криком журавлиной стаи…
Людмила САФРО, заведующая детским садом общеразвивающего вида №1775, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник общего образования РФ
Комментарии