Одно из наиболее развитых в колледже направлений – экологическое образование от 5- до 16-летнего возраста. Дети учатся по занимательным программам “Цветовая экология” – для самых маленьких и “Игровая экология” – для последующих трех классов начальной школы. В основе системы непрерывного экологического образования детей школьного возраста, созданной и апробированной в колледже, – два основных принципа: “учиться должно быть интересно и весело” и “экология – это наука о взаимоотношениях в природе”. Начиная с цветового восприятия гармоничной природы, год за годом, играя и чувствуя, дети знакомятся с основными понятиями “науки о доме” – среда обитания, условия существования, пищевые цепочки, приспособления к условиям существования, круговороты. Мы учим их понимать, что человек – тоже природа, что нам дано проявлять наше могущество в сохранении или разрушении жизни на Земле. Мы играем и воплощаем свое восхищение красотой и целесообразностью всего в природе в великолепных картинах. Учимся видеть потревоженные связи в природе, сочувствовать и исправлять нарушенное. Основа этого видения складывается в начальной школе. Позже очень трудно разбудить огрубевшие чувства.
Система непрерывного экологического образования предполагает продолжение учебы в средней школе. Но наступает другой возраст, играть становится и труднее, и неинтереснее. Поэтому занятия переходят на другой уровень – в детские проекты, в основе которых лежит программа по изучению взаимодействия какого-либо об’екта природы со всем остальным миром. В проекте “Дерево Земли, на которой я живу” таким об’ектом является дерево. В нем участвуют несколько детских групп: русская Береза, мордовский Дуб, нижегородская Липа, ярославская Сосна.
Кроме знаний по экологии, наши ребята общаются друг с другом на партнерских встречах и сборах по проекту, где вместе работают по исследовательской программе и на нестандартных уроках – “Сказки зимнего леса” или “Цветовая экология” (синтезированные занятия по экологии и художественному восприятию).
Детям очень нравится видеть, как растут деревья в лесопитомниках, и после сбора делиться впечатлениями о том, как они “пололи сосны”. На зимнем сборе возникло детское экологическое движение “Дети Волги” и появилось обращение ко всем, кто хочет нас услышать: “Мы связаны живой нитью – рекой Волгой. Ручьи и реки, сбегающие к ней, – это мы. Деревья и цветы, растущие на ее берегах, – это мы. Облака в небе и мягкая земля – это мы. Она – это мы. Мы – ее дети. Мы слышим голоса птиц и шум листвы. Мы видим маленьких зверей и жалеем их. Мы чувствуем, что связаны с землей и водой и хотим защищать их. Мы хотим, чтобы все люди чувствовали себя детьми Природы. Мы – дети Волги”.
Экология – наука мировоззренческая. Ее нельзя ставить в один ряд со всеми другими потому, что мы забыли заветы предков. Нельзя рвать траву – это волосы Матери-Земли. Нельзя бросать в воду мусор – это глаза Матери-Земли… Пока мы все это не вспомним, природа не будет любить нас, своих детей, за непочтение. Она будет наказывать. А память возвращается не так скоро, как хотелось бы. Нужны годы – восхищаться и, играя, постигать.
У маленьких детей совершенно замечательная способность видеть, удивляться и восхищаться увиденному. Когда мы теряем эту способность, слишком быстро насыщаемся и перестаем радоваться жизни, радоваться – просто так, видя совсем простые вещи – траву, небо, деревья.
Ольга Юрьевна Трушкина, учитель изобразительного искусства Обнинского колледжа, учит детей видеть красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета; ощущать постоянное движение живой природы, передавать это движение в цвете, слышать это движение в музыке, чувствовать его в поэзии.
В колледже сложился свой метод обучения маленьких детей изобразительному искусству: до того, как дети начинают рисовать что-либо, они познают законы цветоведения посредством близкого общения с красками, как с живыми существами. Программа О.Ю.Трушкиной “Цветоведение для малышей” воспитывает у пяти-, шестилетних детей способность к творчеству и выражению своего внутреннего мира с помощью интересных и простых художественных приемов. Мы даем возможность детям узнать тайны природы, насладиться ее красотой и выразить свои чувства красками. Каждое занятие по экологии заканчивается передачей чувств, возникших при изучении любой темы: ребята составляют цвета и рисуют радугу, осенние листья, зимнее дерево и его кору, мхи, лишайники и разноцветное небо. Для того чтобы изобразить все это, не обязательно уметь рисовать, например, мох: можно передать ОЩУЩЕНИЕ мха, применяя различные приемы.
В экологическом проекте для младших детей “Дом” малыши рисуют лиственный лес, пустыню, грозные горы, бурное и мягкое море, пушистых и колючих зверей, насекомых и птиц, применяя техники “монотипии”, “граттажа”, “мятой бумаги”.
После окончания образовательного цикла по “Цветовой экологии” на сборах по проекту мы вместе восхищаемся выставками детских и взрослых работ и действительно ощущаем себя счастливыми. Всем этим занимаются дети в Обнинском колледже, который стал, по сути, еще и научной лабораторией, где разрабатываются и апробируются программы и проекты, да еще и проводятся многочисленные учебные семинары для преподавателей со всей страны, которые тоже хотят учиться науке экологии со своими детьми весело и интересно.
Татьяна ШПОТОВА, научный руководитель Обнинского колледжа, координатор Центра экологического образования
NB!
249020, г.Обнинск
Калужской области, пр.Маркса, 26.
Тел.: (084-39) 7-04-72, 3-21-22
Комментарии