В каждом округе Москвы есть свои кадетские учреждения, но самый уникальный кадетский корпус – музыкальный – был создан в Южном округе. Директор этой кадетской школы №1770 Михаил Горемыкин считает, что специфика ее работы должна только помогать качественному образованию питомцев. В своем публичном докладе он всегда отмечает, что цель реализации образовательной программы кадетской школы №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» – формирование системы взглядов и убеждений педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на воспитание образованной, духовно-нравственной личности, способной реализовать себя в разнообразных видах деятельности. Эту цель разделяют родители учеников, не случайно именно они, став благотворителями и перечисляя свои благотворительные взносы в фонд «Просвещение», оказывают кадетской школе весьма существенную поддержку.
В кадетской школе есть учебный план, который позволяет заложить фундамент знаний по основным дисциплинам базового и музыкального образования, обеспечить уровень, соответствующий московскому стандарту образования; есть методическая служба; идет работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни, улучшению материально-технической базы кабинетов; учебно-воспитательный процесс отличает научно-исследовательский характер, и построен он на диагностической основе.Специфика школы состоит в том, что учебный план предусматривает пятилетний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9-х классов и двухлетний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11-х классов. С учетом специфики наряду с обязательными региональными предметами в учебный план основного общего образования введены интегрированные курсы «Изобразительное искусство, мировая художественная культура», «Музыка, информационные технологии», «Английский язык, информационные технологии», есть и дополнительные образовательные программы – «Основы военной службы», «Основы общей культуры». Будущие музыканты изучают историю Вооруженных сил России, основы тактики, правовых и морально-психологических основ военной службы, огневой подготовки, военной топографии, военно-медицинской подготовки, безопасности военной службы, общевоинских уставов в объеме государственного стандарта; овладевают практическими умениями и навыками строевой подготовки; военно-прикладных видов спорта; осваивают основы этикета; получают эстетическое воспитание, необходимое будущему офицеру и государственному служащему. В индивидуальную часть учебного плана включены индивидуально-групповые музыкальные занятия (специальность по духовым и ударным инструментам, специальное фортепиано, общее фортепиано, сольфеджио, ритмика, духовой оркестр, эстрадный оркестр, ансамбли, хор, вокал), включены часы самоподготовки, а также введены курсы по бальному танцу, рукопашному бою, стрелковому делу, шахматам.Для реализации индивидуального подхода и для максимального удовлетворения запросов воспитанникам 10-11-х классов предлагают элективные курсы – практикум по основам языкознания, «Живой английский», практикумы по курсам математики, физики, химии, информатики, предусматривающие профильную подготовку, расширена сеть курсов по выбору в 5-9-х классах, для которых это предпрофильная подготовка – введение второго иностранного языка, страноведение, «Живой английский», «Мир природы», литературное творчество, проектная деятельность по истории, физике, химии.Такая обширная учебная программа требует особого внимания к методической поддержке педагогов. Надо сказать, что для этого привлечены серьезные силы.Одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений, определенных программой «Столичное образование-5», – повышение качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей. Один из важных показателей качества обучения – прохождение выпускниками государственной (итоговой) аттестации.В 2010 году все выпускники 9-х (51 человек) и 11-х (37 человек) классов были допущены к итоговой аттестации и успешно с ней справились. ГИА по русскому языку и по алгебре сдавали все воспитанники 9-х классов: 32 воспитанника получили на экзамене по алгебре «4», 18 воспитанников – «5», что составляет 98% от участвующих. То есть 100% воспитанников освоили программы на базовом уровне знаний, получили аттестат об основном общем образовании, а один выпускник получил аттестат с отличием. Аттестаты без троек получили 14 воспитанников, что составляет 27%.ЕГЭ по алгебре и русскому языку были обязательными для сдачи, остальные предметы выпускники выбирали в зависимости от поступления в вузы, все они получили аттестат о среднем (полном) общем образовании, а Иван Агапитов был награжден золотой медалью «За особые успехи в учении». 9 воспитанников получили аттестаты без троек, это 27% (в 2008-2009 учебном году – 44%).Кадетская школа №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» – учебное заведение, в котором кадеты, обучаясь игре на музыкальных духовых инструментах, фортепиано, пению в хоре, за пять лет обучения получают начальное музыкальное образование. Курс обучения проходит строго по учебным программам музыкальных предметов. В этом году учебный план был составлен в соответствии с программами обучения учащихся в детской музыкальной школе, а также среднего музыкального образования. Свой исполнительский уровень учащиеся повышают, занимаясь у преподавателя индивидуально в музыкальном классе. Музыкальные предметы – флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, тромбон, тенор, валторна, туба, ударные инструменты, фортепиано специальное, фортепиано общее, сольфеджио, музыкальная литература, инструментоведение, дирижирование, инструментовка, ритмика, хор, вокал, хоровое сольфеджио, эстрадный оркестр, оркестровый класс (духовой оркестр).В настоящее время воспитанники музыкального корпуса занимаются в четырех духовых оркестрах и эстрадном оркестре. Все духовые и эстрадный оркестры принимают активное участие в различных районных, окружных, городских, областных и международных мероприятиях, в различных конкурсах и фестивалях разных уровней. Эстрадный оркестр в 2010 году занял третье место в городском конкурсе юных талантов в номинации «Эстрадная музыка».Занятия идут в хоровом классе, по вокалу, хоровому сольфеджио и в инструментальных ансамблях. В апреле 2010 года был проведен конкурс солистов и инструментальных ансамблей, который выявил многие интересные ансамбли и солистов-инструменталистов, показал хороший уровень подготовки и исполнительского мастерства.В МКМК большое внимание уделяют концертной деятельности, его коллективы выступают на центральных концертных площадках Москвы (в Театре Российской армии, Политехническом музее, Международном доме музыки, на телевидении, перед ветеранами), а также в других городах России. С большой концертной программой в феврале 2010 года средний духовой оркестр гастролировал во Франции.Педагоги кадетской школы много внимания уделяют воспитанию кадет. При этом важной сферой внимания в кадетской школе стали работа с родителями, поддержка и участие семьи в воспитании кадет, прослеживание связей поколений. Тут успешно работает система родительских дней. В такие дни родители общаются с учителями-предметниками, старшими воспитателями, администрацией кадетской школы. Родительский день проводится раз в триместр в соответствии с планом работы. Большое внимание педагоги уделяют информационно-просветительской работе с родителями, пытаясь научить их видеть и понимать изменения, происходящие с детьми в процессе образования.Критериями эффективности работы с родителями в этом направлении считаются сформированное положительное отношение родителей к корпусу, уважительное отношение к педагогическому коллективу, проявление интереса к совместной деятельности, создание атмосферы доверия и взаимопонимания. Планом работы предусмотрены совместные с родителями акции, спортивные праздники, лекции-концерты и другие формы работы. Родители сопровождают кадет на выступления оркестра, хора, экскурсии и все массовые мероприятия как в вечернее время в будни, так и в выходные и праздничные дни. У них есть возможность видеть детей со стороны, как они общаются друг с другом и с учителями. Такая совместная культурно-досуговая деятельность обогащает семейную жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия «семья – ученик – учитель», помогает понять родителям, что мы союзники и программа усиления плюсов и ликвидация минусов – это не только дело педагога, но и родителей.Однако есть трудности, с которыми педагоги столкнулись, проводя работу с родителями. Экономическая нестабильность в стране привела к отрыву матери от ребенка, и это объяснимо. Малообеспеченные родители вынуждены работать на двух, а то и более работах, чтобы обеспечить прожиточный минимум семьи. В корпусе учатся дети из неполных семей или находящиеся под опекой. Родители, ушедшие в бизнес, – другая сторона медали. Как часто учителя слышат: «Мама в школу придти не может, она работает!» В последнее время появилось новое образование – семьи так называемых новых русских. Жизненная позиция этих людей, как правило, заключается в том, что все можно купить. Очень часто запросы и требования таких родителей не соответствуют интеллектуальному, психологическому, психическому состоянию их собственного ребенка – требования порой превышают возможности детей.К этим проблемам присоединяются еще многие, а если к этому добавить претендующее на лидирующее место в воспитании современного ребенка телевидение с его потоками крови, жестокостью зарубежных фильмов, то становится очевидным – образование сегодня остается практически единственной культурной средой, оставшейся у наших детей, тем более в таком учебном заведении, в котором дети проводят весь день. Понятно, что очень важную роль играет среда, в которой воспитывается ребенок. В зависимости от того, какие знания, умения, навыки, ценности, идеалы вкладывают в ребенка родители и педагоги, настолько он и будет социализирован. Кадетский корпус ориентирован на воспитание и развитие каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей и личностных склонностей детей путем создания максимально благоприятных условий для их адаптации к жизни в обществе. Гармонизация индивидуального и социального в образовании и развитии детей – ведущий принцип построения педагогической системы школы.
Комментарии