search
main
0

…И, может, нет меня, хотя я, в общем, есть. Идеи Евгения Сабурова продолжают обсуждать его соратники и друзья

Вокруг Евгения Сабурова всегда собирались люди думающие. Сейчас они встречаются, чтобы вспомнить о Евгении Федоровиче. Общей темой Сабуровских чтений-2014 стала гуманитарная экономика, говоря о которой ученые, педагоги, друзья и соратники человека, посвятившего себя вопросам преобразования российской экономики, пытались вглядеться в будущее.

Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования:- Сабуров, как интеллектуальный и ценностный магнит, собирал вокруг себя людей, которые умели думать. Но мало думать! К действиям Сабурова полностью относится формула Анри Валлона: «От действия к мысли и от мысли к действию». Действия, которые касаются развития и культуры, и общества, и экономики, и образования.В 80-е годы Евгений Федорович занялся проблемой одаренности. В 1988 году в статье «Одаренные дети», посвященной Эдисону, он задался вопросом, насколько талант может помочь продвижению культуры. Он поставил диагноз – в стране боятся одаренных детей. Идеи Сабурова, которые он высказывал в стихах, в пьесах, в работах по математике, по экономике, – это идеи свободы, это путь личности, развитие свободного человека.Сабуров – мастер метафоричного мышления. И смысл наших встреч, где мы вспоминаем о нем, – это поиск различных путей в нашей культуре, и мы надеемся, что наши мысли и действия достойны идеологии его работ. Ведь это не просто идеология, она у Сабурова превращалась в свободную гуманистическую политику, в том числе и в гуманитарную экономику.Владимир СОБКИН, директор Института социологии образования РАО:- Мы познакомились с Евгением Федоровичем в 1988 году во время разработки концепции российского образования. Участвовали в этом процессе Василий Васильевич Давыдов, Артур Владимирович Петровский, Владимир Петрович Зинченко, Феликс Трофимович Михайлов. Мы конфронтировали с авторитарной педагогикой того времени. Противостояли ей мы и «Учительская газета» с ее педагогикой новаторства, педагогикой сотрудничества. Никакой тогда экономики образования, естественно, не было. А было ощущение свободы, были ожидания.То, что Женя тогда вошел в нашу группу, очень удачно для экономиста. Он улавливал корневые проблемы авторитарной педагогики, педагогики сотрудничества, сложную проблему предметных отношений в образовании, это, на мой взгляд, повлияло на него как экономиста. Он тогда решил главную задачу – придумал гениальный экономический механизм: деньги идут за учеником. Это дало возможность проводить государственную политику по развитию негосударственного сектора образования.Для Сабурова экономика – наука, связанная с ценностями. Для меня тогда это было странно слышать, ведь привыкли, что социология – наука, связанная с ценностями, а не экономика. Но я очень признателен ему за эту позицию, за то, что он убедил меня.Евгений ГОНТМАХЕР, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН:- Тема, заявленная на Чтениях этого года, мне очень близка, потому что это соотношение гуманитарного и негуманитарного в экономике. Недавно издана книга Евгения Федоровича «Гуманитарная экономика». Мне кажется, очень точное и правильное название.Цифры, формулы в экономике обычно имели принципиальное значение. И конечно, так, опираясь на математические расчеты, прогнозировать легче. Но, мне кажется, математика в экономике – это вчерашний день. Уже понятно, что западная экономическая модель с точки зрения потребления столкнулась с некими пределами. И там очень активно сейчас обсуждается идея нулевых темпов роста. Это другие качества. Это уклон в сторону экономии ресурсов, времени. И главное – социальный эффект. Над этим у нас еще смеются… Речь идет об экономике счастья. Представления человека о жизни меняют очень многое. Параметр удовлетворенности людей своей жизнью выходит на первый план.Ефим КОГАН, заместитель директора по научной работе Приволжского филиала Федерального института развития образования:- Реальный мир ставит системе образования задачу «услышать время», превратить экономические и социальные стратегии в образовательные результаты. Устройство экономики диктует организацию образовательных ресурсов от знаниевой парадигмы к компетентностной.Татьяна АБАНКИНА, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:- Мне бы тоже хотелось высказать некоторые идеи, подумать о будущем, взяв слабейший, как многие считают, сегмент – сельское образование. Мне хочется сейчас показать пример – Азнакаевский район Татарстана. Он далеко от Казани, пять часов езды. Входишь в класс начальной школы – у всех ребят на столе голубые планшеты. У каждого ребенка на руке браслетик, на котором записано все, что надо: никаких портфелей они не носят, вся информация у них цифровая.Говоря о прогнозах на будущее, мне кажется, справедливо исходить из того, чего же мы достигли, чтобы понимать, какие задачи стоят на завтра. Евгений Федорович Сабуров переживал по поводу классно-урочной формы менторской школы, которая выливается в репрессивную систему. В Татарстане переходят на сингапурскую систему образования, когда дети работают группами по четыре человека, внутри группы все время меняются роли – руководитель, аналитик, модератор. Группы работают и между собой. Мне кажется, это поднимает работоспособность ребят в разы.Главная задача педагога – гарантировать результаты. Сегодня и материально-техническая база, и методики позволяют формировать другую школу. Мне кажется, очень важно, что мы имеем прецеденты другого взаимодействия школы, педагогов. И мы должны готовить людей, способных работать в этих новых условиях, это самое важное.Ирина НАЗАРОВА, тьютор центра образования №1811 «Измайлово»:- Сегодня говорят: жизнь прагматична. Евгений Федорович ни за что не согласился бы с этим утверждением. Жизнь прежде всего эмоциональна. Она состоит из мгновений. Сабуров говорил: «Посередине дня стою один как перст, и, может, нет меня, хотя я, в общем, есть». Он ценил поэтическое слово, заразил этим и нас, педагогов и детей. Он изменил всю образовательную среду нашей школы, она стала некой переговорной площадкой, где ребята учатся говорить с миром. А учитель сегодня – это не источник истины, а организатор ее поиска.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте