Если верить официальным сообщениям, 10‑й, юбилейный, Московский международный салон образования лишний раз подтвердил свою весомость и значимость. Ведь с 2014 года количество экспонентов превысило 1700, что вводит ММСО в число лидеров среди образовательного пространства европейских стран. Напомним, что в этом году генеральным партнером мероприятия выступила группа компаний «Просвещение», генеральным и стратегическим партнером – «СберОбразование». Наше издание наряду с рядом других СМИ стало информационным партнером салона.
Как вы помните, мы освещали это мероприятие на протяжении всего периода его существования. И каждый раз отмечали появление всего самого нового и передового, что наука, культура, экономика и бизнес предлагали образованию. Но если раньше нас более интересовали интерактивные доски, мультимедийные панели, цифровые лаборатории, светодиодные проекторы, документ-камеры, робототехнические конструкторы, очки виртуальной и дополненной реальности, то теперь все это стало привычным, никого этим не удивишь. Как пел еще в начале 80‑х Юрий Чернавский (группа «Банановые острова»): «Ну робот, ну разговаривает, ну и что?»
Поэтому сегодня я попробую наступить на горло цифровой песне и постараюсь вместо фирм и компаний, представлявших на ММСО высокие технологии (а их, безусловно, большинство), рассказать об экспонентах, которые приехали в Москву с традиционными и миллион раз доказавшими свою эффективность товарами, продуктами, методиками и подходами.
Как неоднократно отмечали участники салона, для полноценного развития ребенка нужно сначала заложить основы для успешного усвоения нового материала, сформировать у него прочную и надежную базу знаний, умений, навыков, научить работать руками, развить воображение, а уже потом углубляться в цифровые технологии, виртуальную реальность и компьютерный мир. Но при этом почему-то ставку большинство компаний делают именно на «цифру», а не на «букву» и предпочитают давать детям компьютерную мышку и планшет, а не пилу и пассатижи.
А вот в компании «Полесье» из Димитровграда Ульяновской области придерживаются иного курса.
– Мы предлагаем нормальные детские пластмассовые игрушки, – рассказывает Рита Олиферчик, менеджер по продажам. – В них нет никакой электроники, максимум инерционные механизмы. У нас пищевой пластик, мы даже получили японскую лицензию, продукция совершенно безопасна. А поскольку она рассчитана на возраст до 10 лет, мы специально стараемся не загружать наши игрушки ничем сверхсложным, чтобы дети могли играть с ними так, как им хочется.
В самом деле, вспомните: в детстве мы брали в руки палку, и она по ходу игры превращалась либо в ружье, либо в меч, либо в посох, либо еще во что-нибудь. А что можно сделать с игрушкой, которая способна только на что-то одно, тем более если такая игрушка сломается?
– Наша основная продукция – школьная и дошкольная мебель, – говорит Ольга Соколова, заместитель генерального директора по маркетингу самарской компании «Светоч». – А параллельно с этим делаем и игрушки из дерева, конструкторы, игровое оборудование из брусочков. Материал наш, российский – ольха и береза. Мы принципиально не используем никакую электронику в наших игрушках и делаем ставку на экологически чистые материалы. Поверьте, в наш конструктор могут играть люди от 5 до 90 лет. Есть методические рекомендации для разного возраста, что и как делать. Идея всего нашего комплекта в том, чтобы помочь детям развивать пространственное воображение, учить их работать руками, пальцами.
Между прочим, головоломки из деревянных брусочков – это целое направление творчества, тут далеко не каждый взрослый сможет справиться с задачей. Но если начать с детства, будет проще.
– Я тоже принципиально считаю, что для дошкольников надо разрабатывать игры, которые предполагают работу руками, и сюжетно-ролевые игры, – считает Светлана Кудряшова, директор компании «Минивини» из Кирова. – Мы шьем специальные костюмы, предлагаем картинки, делаем ширмы, за которыми ребята могут стоять, когда играют в детский театр. Игра в раннем возрасте должна помогать социализации. Вот, например, комплект для изучения правил дорожного движения – коврик с дорожной разметкой, на котором можно либо поставить дорожные знаки и символы машин, либо распределить роли, чтобы кто-то из детей был машиной, кто-то – знаком, кто-то – шлагбаумом. Мы рассказываем, что бывают спецтранспорт и спецтехника, есть разные знаки светофора. А вот наш театр «Бибабо», мы сшили 12 варежек, с помощью которых можно разыграть несколько сказок Сутеева. Но чем старше дети, тем сложнее правила игры, тем больше и дольше надо договариваться, определять сценарий.
Издательства, которые специализируются на выпуске детской и учебной литературы, по определению должны придерживаться традиций, потому что книга – она и в Африке книга. Тем не менее прогресс здесь тоже идет в разных направлениях. Одни компании сегодня издают электронные ридеры и обучающие тренажеры, другие делают ставку на развитие двигательных навыков и мелкой моторики.
– Помимо учебной литературы для детей и педагогов мы представляем здесь игровые комплексы – мозаики для детских садов, – презентует новинку Стелла Туктарова, специалист по работе с дошкольными образовательными организациями издательства «Русское слово». – Они сделаны из дерева, экологически чистые. Многие мамы покупают у нас не только книги, чтобы читать своим детям, но и игры, чтобы играть вместе с ними. Мы идем в ногу со временем, образование сегодня построено на предметно-пространственной среде, и наша продукция тоже всему этому соответствует.
Стоит отметить, что на ММСО было немало компаний, которые начинали с Hi-Tech, но потом стали разрабатывать старые добрые игры из дерева и картона. Просто потому, что эффективность традиционных подходов никто не отменял.
– Раньше мы работали в направлении нанотехнологий, создали первую образовательную лабораторию по нанотехнологиям «НаноЛаб», поставляли ее в школы, – вспоминает Ирина Просекина, директор иркутской компании «Полюс-НТ». – И программа «Наноквантум», которая развернута во всех городах России, была сделана как раз на основе наших разработок. Также мы создаем научно-образовательные лаборатории, программно-аппаратные комплексы, на которых можно проводить инженерные соревнования для школьников – моделирование интеллектуальных сетей. Но с некоторых пор мы вдруг заметили, что дети не очень умеют играть в команде, общаться, понимать друг друга, поэтому решили предложить им настольные игры по химии, истории, математике, физике, биологии и экологии. Мир настольных игр активно растет, и когда человек разбирается в правилах, ему интересно общаться.
Обратите внимание: речь идет не о компьютерных играх, а именно о тех, которые еще называют «2D», то есть в них можно играть только на плоскости, на листе картона или фанеры. И главное тут не визуальные эффекты, а сам сюжет, роли.
– Мы производим монтессори-материалы, дошкольную мебель и физкультурное оборудование, которые сделаны именно так, как завещала педагог Мария Монтессори, – представляет свою продукцию Денис Сенин, сотрудник фабрики развивающих игрушек «Монтессори-Питер». – Все это соответствует международным стандартам организации AMI (Association Montessori Internationale). Конечно же, цифровым технологиям тут не место. Признаюсь, наши методисты по требованию родителей рассматривают возможность использования игровых планшетов. Хотя они не обеспечивают развития тактильности, а значит, это явный уход от традиций Монтессори. Тут ведь важно, чтобы школа и семья работали в единой связке и практиковали единые подходы. То есть не должно быть разногласий между воспитателями и родителями.
А вот и еще одна технология, которую вроде бы «цифра» постаралась забить и забыть. Речь идет о картинках, которые можно прикрепить к поверхности с помощью липучек.
– Линейка наших продуктов для детсадов – «Знания на липучках», мы ее разработали по программе дошкольного образования и запросам методистов, – говорит Оксана Ясакова, руководитель московской компании «Умка». – В основе концепции работа руками, сенсорное развитие. Чем активнее дети будут работать пальчиками, тем лучше у них будет развиваться кора больших полушарий. Когда ребенок видит игрушку и берет ее, это помогает развивать наглядно-действенное мышление, что актуально в возрасте до 3 лет, а с 3 до 7 лет уже развивается наглядно-образное мышление, здесь важна сюжетная игра. В наших играх дети создают образы, фантазируют, составляют схемы в полном соответствии с теорией Выготского. Конечно, наглядно-образное мышление можно развивать и с помощью IT, но там ведь ребенок не трогает объект, он всего лишь видит его. После 7 лет идет словесно-логическое мышление, и вот там уже можно допустить использование компьютеров. Хотя мы принципиально работаем с живыми образами, которые можно потрогать, переместить. Мышка и тачскрин никогда не заменят обычных пальчиковых игр.
Профориентацией одни эксперты советуют заниматься в старшем школьном возрасте, другие – в среднем, третьи – в младшем. Сотрудники пермской компании «Зеленые дали» никому ничего не доказывают, а просто предлагают начиная с детского сада выращивать зелень. Вдруг понравится? Глядишь, кто-то потом станет агрономом или огородником!
– Мы разрабатываем программы комплексного оснащения детсадов, начальных и средних школ оборудованием для сити-ферм, – объясняет Анна Щербакова, руководитель проекта «Сити-фермер 2.0». – На самом деле тут нет ничего сложного: вот емкость, в ней вода, есть минеральное волокно, в него помещаете семена и ждете, когда они прорастут. А вот другой вариант, для более старшего возраста: поддон, туда наливаем раствор удобрений и стимуляторов, снизу компрессор подает воздух. Но прежде, чем дойти до гидропоники, детям надо научиться проращивать семена в воде. У нас есть и программа, и рабочие тетради, и тетради для гербария, и материалы для творческих уроков. Оборудование очень простое, без каких-либо датчиков, компьютеров, даже освещение предполагается естественное, чтобы дети не имели дела с электричеством. А все, что выросло, можно потом съесть.
На стенде московской компании «Немолоток» множество наборов для детского творчества. В них и лобзики, и напильники, и струбцины, и тиски, и много чего еще.
– Все это произведено в Германии, Австрии, Индии, – говорит Олег Рудаков, руководитель компании. – В России тоже делают много чего хорошего, просто мы этим не занимаемся. Мы тоже разделяем мнение, что до определенного времени надо давать детям возможность попробовать себя во всем, пусть каждый сверлит, строгает, выжигает, пилит, точит. Но тут важна позиция родителей, чтобы они были заинтересованы в комплексном развитии ребенка. И школа тоже. Если папа показывает сыну, как отпилить доску или закрутить гайку, это будет на пользу. Но бывает так, что детей от всего ограждают, родителям проще, чтобы дети сидели в компьютере или смартфоне.
Золотые слова! К сожалению, позиция многих взрослых и правда сводится к тому, что «пусть руками двоечники-пэтэушники работают, а мое дитятко пусть учится писать программы и разрабатывать проекты!». Хотя вреда от того, что человек научится держать в руках дрель или стамеску, никакого, а вот польза очевидна. И это касается далеко не только столярно-плотницкой темы.
– Наша принципиальная позиция – научить детей фундаментальным научным методам исследования объектов окружающей среды, – заявила Евгения Орликова, заместитель руководителя учебного центра группы компаний «Кристмас», Санкт-Петербург. – Мы отдаем себе отчет в том, что натурный эксперимент в естественно-научном образовании – это его методологическая основа. Поэтому, предлагая ребятам самостоятельно оперировать химическими реактивами и классическим оборудованием, мы решаем множество дидактических и учебных задач. Прежде чем дети начнут снимать показания с цифровых датчиков, надо дать им понимание того, откуда эти показания берутся, как они рождаются в окружающем мире, состоящем из реальных, а не цифровых объектов. Мы не отвергаем достижений прогресса, у нас есть и портативные фотоколориметры, и рН-метры, и потенциометры. Но все это идет как дополнение к классическим методам, которые мы берем за основу.
…Можно было бы продолжать и дальше. Но вывод очевиден: стремясь к цифровым высотам, нельзя отрываться от земли, начинать развитие ребенка стоит все-таки не с компьютера и смартфона, а со старых добрых игрушек и неубиваемых инструментов, с которыми можно делать все что угодно. И очень хорошо, что у нас есть компании, которые все это производят!
Андрей НЕСТЕРОВ, фото автора
Комментарии